МААМ-картинки

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Ольга Кульгейко
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»

Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)».

Цель – развитие умения классифицировать предметы.

Задачи :

• систематизировать навык классификации предметов по признакам,

• систематизировать знания о свойствах предметов,

• развитие мышления, воображения.

Оборудование: карточки с изображением различных предметов.

Содержание занятия :

Публикация «Занятие „Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)“» размещена в разделах

Обращаем внимание детей на многообразие предметов вокруг, на сходство и различие предметов.

Игра: «Давай подружимся»

Раздаем детям картинки с изображением различных предметов.

Дети садятся в круг и по очереди пытаются найти хотя бы одно сходство между предметом на своей картинке с изображением на карточке у соседа. Сопровождается игра словами: «- Давай дружить. - Давай, только чтобы нам было интересно, надо найти что-нибудь общее».

Например, картинки со следующими изображениями : снеговик – льдинка круглой формы – монета – кастрюля – чашка желтого цвета – цыпленок. Общие признаки : снеговик и льдинка – холодные, льдинка и монета – круглые, монета и кастрюля – металлические, кастрюля и чашка – посуда, чашка и цыпленок – желтые.

Далее предлагаем поменять какой-то одно свойство у своего предмета, предварительно показав детям как это можно сделать с помощью предложенных ниже мини-схем :

Игра: «Что изменилось?»

большой ключ – маленький ключик,изменился размер,

деревянная ложка – металлическая ложка,изменился материал, и т. д.

После того, как дети изменят свои предметы хотя бы по одному признаку, можно пересказать вкратце сказки Р. Киплинга «Как леопард получил свои пятна», «Слоненок» и другие, в которых с животными происходили разительные перемены: либо изменялся окрас, либо длина, величина какой-либо части тела. Затем предложить детям пофантазировать и придумать свои варианты удивительных метаморфоз, преобразивших животных в природе. Например, почему у ежика появились иголки? почему змеи длинные, возможно в прошлом они были короткими, что с ними могло произойти? (Игра по системе ТРИЗ).

Поиграв немного в предложенную игру на воображение и переключив внимание детей с картинок, дальше можно предложить детям новую игру с карточками на выявление сходства предметов.

Игра «Общий предмет».

Сначала детям предлагаются картинки с изображением следующих предметов : лыжи, коньки, матрешка, пирамидка, хоккейная клюшка, плюшевый мишка, теннисная ракетка, кукла. Необходимо распределить предметы на две группы. В итоге дети должны выделить игрушки и спортивные принадлежности. Располагаем игрушки по вертикали, а спортивные принадлежности по горизонтали с пересечением посередине. В центре получившегося перекрестка из предметов освобождаем пустое место. Дальше предлагаем детям следующие изображения предметов : клюшка для гольфа, мяч, спортивный снаряд, заводную игрушку, ролики, юла, конструктор. Просим найти предмет, относящийся и к игрушкам, и к спортивным принадлежностям, и разместить его по центру (мяч).

Подобным образом можно подобрать, например, в один ряд (вертикальный) круглые предметы, во второй ряд (горизонтальный) – фрукты. Затем предложить детям разные картинки, среди которых будет яблоко (оно и круглое, и фрукт). Найденный подходящий предмет разместить на пересечении двух групп предметов, как имеющий общий признак как одной группы, так и другой. Соответственно, для закрепления навыка выделения общего признака предметов и подбора соответствующих картинок, можно использовать карточки, объединенные разными общими свойствами (цвет, форма, материал и т. д.).

Далее предлагаются игры, где дети сами могут загадывать друг другу слова-загадки, основанные на выделении общих признаков.

Игра «Да-нет ка» (ТРИЗ)

Целью игры является классификация объектов и развитие умения находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки.

Ведущий загадывает предмет. Дети задают вопросы. Педагог сначала учит детей задавать вопросы по определенной схеме :

* объект рукотворный или природный,

- если рукотворный, то из какого материала, какого цвета, размера, формы, к какому классу относится (мебель,транспорт и т. д.)

- если природный, то какого размера, какой на ощупь, какого окраса, к какому классу относится (звери, птицы, рыбы и т. д)

Важно, чтобы ведущий не принимал ответы по перечислению объектов, также необходима «остановка» для обобщения ответов детей и обратить внимание, чтобы ведущий загадывал объекты реального мира.

В конце занятия можно еще сыграть в игру «Узнай меня».

Данная игра учит описывать предмет, не называя его. Сначала педагог называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например : - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз).

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Логика и творчество в системе ТРИЗ Логика и творчество в системе ТРИЗ на примере занятий по ознакомлению с окружающим, экологией. Одной из важнейших задач воспитания маленького.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Классификация предметов по признакам с применением технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 18:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД