Занятие «Мой родной Башкортостан»

Венера Азнабаева
Занятие «Мой родной Башкортостан»

Занятие «Мой родной Башкортостан»

Цель: Обобщить, углубить и расширить знания детей по истории и экологии современного Башкортостана.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать связную речь; закрепить знания детей о Башкортостане;

Коррекционно-развивающие: развитие памяти, произвольного внимания, логического мышления, мелкой моторики, слухового восприятия

Коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство национальной гордости за родную республику через соприкосновение с лучшими и наиболее интересными образцами литературы, искусства, фактами из истории и национальными традициями.

Оборудование:

-.CD проигрыватель с записью мелодии курая;

- раздаточный материал на каждом столе;

- географическая карта;

- башкирский мёд, кумыс для дегустации.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня у нас, ребята, не совсем обычная встреча. Мы совершим путешествие по нашей родной республике, по удивительному краю, который зовётся Башкортостаном. Башкортостан расположен на крупнейшем материке на Земле - в Евразии.

2. Дидактическая игра «Обведи по контуру». Дети обводят географический контур республики Башкортостан.

3. Дидактическая игра «На что похоже?». Что по форме вам напоминают очертания республики на карте России? (Ответы детей).

-Да, действительно, очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные ассоциации и поэтические представления. Одни сравнивают его с человеческим сердцем, другие – с ладонью дружественной руки.

народный поэт Башкортостана М. Карим назвал нашу республику зелёным листком берёзы России. (Декламирование логопедом стихотворения «О берёзовом листке»).

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Мустай Карим

4. Обучающий момент.

Итак, мы начинаем наше путешествие!

В Башкортостане проживают представители более 30 национальностей (назовите их).

В Башкортостане - 21 город (назовите их, столица – г. Уфа.

-В начале нашего путешествия я предлагаю вам совершить небольшой экскурс в прошлое.

-Вы задумывались когда-нибудь, почему наша республика называется Башкортостан?

-История слова «башкорт» имеет природные начала и два самых распространённых научных толкования: первая половина в обоих вариантах означает «голова», а вторая половина «корт» одними исследователями переводится как «волк», а другими «пчела»

БАШ КОРТ

голова волк пчела

Первое толкование объясняется существующей с давних времён легендой о волке-спасителе, волке-основателе башкирского народа.

Второе толкование связано с поклонение башкирской пчеле и с исторически древним занятием пчеловодством и бортничеством.

-Какие цвета преобладают на физической карте Башкортостана? (коричневый и зелёный). Коричневый цвет означает горы, а зелёный – равнину.

- Есть башкирская легенда о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс этот был огромный. Однажды великан растянул свой пояс, и он лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

-Как вы думаете, что означает слово «Урал» по-башкирски? (пояс)

-Непосредственно с горами связано и формирование рек в Башкортостане.

Всё хорошо в природе, но вода- красота всей природы.

С. Т. Аксаков

-Удивительны и прекрасны реки Башкортостана. Многие из них берут своё начало в Уральских горах. Какие реки Башкортостана вы знаете?

башкирском народном творчестве Агидель - «белую как серебро» реку часто называют Идель. В знаменитом эпосе «Урал-батыр» Идель- один из сыновей Урала, давший людям воду, прорубив в скалах дорогу Белой реке. Имя Иделя народ дал реке, кормилице и поилице, тем самым, увековечив его на все времена. Может быть поэтому за рекой и закрепилось нынешнее название – Агидель - Белая река, в противоположность Караидели- чёрной реке, у которой воды темнее и мутнее. Или потому, что Агидель течёт с юга, со светлого полудня, а Караидель- с севера, с чёрной полуночи.

-Любой путешественник, отправляясь в дальнюю дорогу должен задуматься о том какая погода его ждёт.

-Климат Башкортостана: зима обычно снежная и холодная, лето жаркое

5. Игра «Отгадай загадки».

В них загаданы погодные явления, которые мы можем часто наблюдать в нашем родном Башкортостане.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает,

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер).

Нашумела, прогремела,

Всё полила и ушла

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза).

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём. (Роса).

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села. (Молния).

На дворе переполох-

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина

У неё теперь ангине. (Град).

Без крыльев – летят,

Без ног – бегут,

Без паруса – плывут. (Облака).

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь).

- Но в какое путешествие интересно отправляться в одиночку? Лучше и веселее взять с собой друзей, чтобы вместе полюбоваться красотами и богатствами родного края.

- Чем же богат Башкортостан? Вспомните легенду о великане, носившем пояс «Урал». Какие богатства он упрятал в недрах своих глубоких карманов?

-Назовите полезные ископаемые, которые добываются на территории Башкортостана.

-Более 800 различных минералов хранятся в недрах уральских гор. Тысячи месторождений железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Урал – родина малахита, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней и минералов.

-Но главное богатство нашей республики – это уголь и нефть.

-Одно из главных богатств Башкортостана – это его природа. Республика богата лесами. У нас растут: березы, ели, пихты, сосны, липы, дубы, клён, черёмуха, рябина, а в горной местности – и лиственница. Из кустарников наиболее распространённые орешник, боярышник, шиповник, можжевельник.

- В Башкирских лесах наполненными душистыми цветами, цветущими кустарниками и деревьями, издавна обитают дикие пчёлы.

-С. Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: «Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи стоят твои раздольные леса и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом…»

-Башкирский мёд славился всегда. Своими уникальными вкусовыми качествами он известен не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Он был отмечен золотыми медалями на международных выставках: в Париже – в 1900 году, в Эрфурте – 1961 году. Начало 21 века башкирский лакомый продукт ознаменовал новой победой: на международной выставке «Золотая осень» в Москве – одиннадцатью золотыми и двумя серебряными медалями.

- Богаты исторические традиции башкирского народа в области коневодства. А точнее, в вопросе разведения особой породы лошадей – башкирской лошади. Это тоже является очень значительным и примечательным фактом в истории Башкортостана.

- Богат и животный мир Башкортостана. Это объясняется разнообразием растительности и рельефа республики. В степях встречаются волки, лисицы, хори, зайцы, а из птиц – серая куропатка. В лесах – лоси, косули, волки, рыси, медведи, барсуки, куницы, норки, из птиц – тетерев, глухарь, рябчик.

- Возле рек и озёр селятся лебеди, серые гуси, казарки, различные утки. В озёрах и реках много рыбы хищных карповых и ценных пород.

- Всё это богатство требует охраны и защиты во имя будущего. Поэтому на территории республики были созданы заповедники.

- Завершая наше сегодняшнее путешествие по родному краю, давайте обобщим, чем же богат Башкортостан? Что можно считать главным и истинным богатством нашей республики? (Дети приходят к мысли, что главное богатство нашей республики это люди, которые своим трудом добиваются её процветания).

6. Итог.

- Понравилось ли вам путешествие?

- Что нового и интересного вы из него узнали?

- Что особенно запомнилось и заинтересовало? Оценивание.

Публикации по теме:

«Я живу в Башкортостане». Непосредственная образовательная деятельность по музыке. НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МУЗЫКЕ "Я ЖИВУ В БАШКОРТОСТАНЕ"ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ПОЗНАНИЕ" Разработал: Музыкальный.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Профессии наших мам. ТЕМА: Профессии наших мам. Женский праздник. ЦЕЛИ: Коррекционно-образовательные: содействовать усвоению новых знаний; развитию понимания.

Автор публикации:
Занятие «Мой родной Башкортостан»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 18:25
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...