«Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…» Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!»

Ирина Дубова
«Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…» Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!»

Занятие по музейно – педагогической программе: «Здравствуй музей»: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с известными произведениями живописи, в которых выражена красота русского человека (характер, внутренний мир, исторические и культурные традиции.

2. Обогащать представления детей о некоторых исторических событиях, обычаях.

3. Развивать художественное восприятие, умение откликаться и понимать художественный образ, активизировать проявление эстетических чувств, эмоций, использование эстетической оценки.

4. Развивать познавательные процессы, творческие и эмоционально – эстетические способности.

5. Активизировать использование слов и словосочетаний: богатыри, доспехи, кольчуга, шлем, кольчужные рукавицы, булава (палица, копьё, меч, щит.

Пособие к занятию:

Группа цветы «Богатырская сила наша» композитор А. Н. Пахмутова; И. П. Бородин «Богатырская симфония» (1 часть экспозиция – фрагмент); А. Рыбников «Вальс»

из к/ф «Тот самый Мюнхгаузен».

Ход занятия:

Звучит музыка с речитативом.

- Ребята мы слышим голос богатырей, но не видим их.

Баба – Яга: И не видать вам богатырей как своих пять пальцев! Заколдовала я их!

- Зачем ты это сделала Баба - Яга?

Баба – Яга: Я вредная, привредная. Ух! Злая я, призлая! Пусть теперь меня, охраняют!

- Баба – Яга расколдуй, пожалуйста, богатырей! Ведь богатыри издавна охраняли родную землю от врагов.

Баба – Яга: Хорошо сможете с моими заданиями справитесь, я вам ваших богатырей верну.

- А мы с ребятами обязательно справимся. Правда, ребята? Спасём богатырей Русских от злого колдовства Бабы – Яги!

Баба – Яга: Вот Сильный ветер и разломал мой дом, негде жить мне стало. Поможете собрать дом подсказку дам.

Игра: «Соберём домик Бабы - Яги».

- Какой дом получился у вас красивый.

- Дом у Бабы – Яги волшебный! Давайте перевернём и узнаем, что за ним спрятано.

- Что это? (ответы детей: оружие).

- Кому принадлежит это оружие? (ответы детей: богатырям).

- Ребята, возьмём оружия с собой, оно нам ещё может пригодиться!

- Давайте послушаем, может Баба – Яга вернёт богатырей!

Баба – Яга: Это было самое лёгкое задание, дальше я вам устрою испытания потруднее! Я приготовила для вас заколдованные картинки. Если расколдуете, может, и верну богатырей, а может, и нет, подумаю!

Игра: «Соедини по точкам».

- Что ты расколдовал?

- Ребята, что мы с вами расколдовали? Как можно назвать одним словом? (ответы детей: доспехи).

- Доспехи возьмём с собой, они нам пригодятся.

Баба – Яга: Ой, как обидно, всё – то они знают. Сейчас, сейчас, я вам очень трудное задание дам! Посмотрите, какие красивые кони гуляют по полю. Выберите подходящих коней для своих богатырей.

Игра: «Выбери коней для богатырей».

- Почему вы выбрали именно этих коней? (ответ детей: большие, сильные).

- Как вы думаете, почему коней называют богатырскими? (ответы детей: сильные, большие, умные, послушные, верные и т. д.)

- Ну, что Баба – Яга справились мы с твоими заданиями. Теперь и твоя очередь выполнить своё обещание: расколдовать богатырей.

Баба – Яга: Подождите, подождите! Богатыри были очень дружными, всегда делали всё вместе, слаженно, а вы дружные ребята? (ответы детей: да).

Баба – Яга: Сейчас я это проверю!

- Мы тебе сейчас это докажем и покажем!

Баба – Яга: Пройти вам нужно будет через болото, и найти моё заклинание. Найдёте тогда и сможете расколдовать богатырей.

Физминутка: «Гусеница».

- Вы должны держаться все вместе, крепко, не отставать и не разрывать цепь иначе можете потеряться и пропасть в болоте. Поможет нам найти заклинание, пройти через болото и не сбиться с пути волшебный фонарик.

- Ребята мы нашли с вами заклинание Бабы – Яги, давайте все вместе произнесём эти волшебные слова и расколдуем богатырей.

Заклинания: «Чуфырь, муфырь, расколдуйся богатырь

Дети вместе с воспитателем находят заклинания и расколдовывают богатырей

Дети присаживаются на стулья.

Показ картины Виктора Михайловича Васнецова: «Богатыри».

- Спасибо вам ребята за помощь. Вы развеяли злые чары Бабы – Яги. Наши оружия и доспехи нам пригодились, они появились на картине.

- Кто изображён на картине? (ответы детей: богатыри).

- Это богатыри земли русской на картине великого русского художника.

- Ребята кто автор этой картины? (ответы детей: Виктор Михайлович Васнецов).

- Что можно узнать о богатырях глядя на картину? (ответы детей: богатыри сильные, могучие, бесстрашные, смелые, решительные, отважные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные и т. д.).

- Ребята давайте с вами рассмотрим картину.

Воспитатель предлагает рассмотреть картину. Дети слушают записанное на магнитофон стихотворение:

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

«Русь на воинов богата -

Говорят не зря!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь.

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняют Русь по праву

Русские три богатыря!

(Т. Курбатова).

-Как вы думаете, кто главный богатырь на картине? (ответы детей: на вороном коне Илья Муромец).

- Почему, вы так решили? (ответы детей: больше всех остальных, спокойный, уверенный, мудрый, смотрит вдаль, а остальные богатыри ждут его команды).

- Кто изображён слева? (ответы детей: слева на светло-сером коне Добрыня Никитич).

- Как вы думаете, каким был Добрыня Никитич? (ответы детей: мужественный, обладает огромной физической силой, спокойный и т. д.).

- Кто изображён справа? (ответы детей: справа на гнедом коне Алёша Попович).

- Как вы думаете, каким был Алёша Попович? (ответы детей: он не такой сильный как другие богатыри; ему свойственны удаль, находчивость, хитроумие, увёртлив, шутник, молодой, красивый, полный отваги и смелости, большой выдумщик).

-Как называется снаряжение богатырей? (ответы детей: оружие).

- Ребята, представьте, что в руках у вас бинокль, с помощью его вы будете искать оружия богатырей.

- Какое оружие вы увидели? (ответы детей: меч, булава или палица, копьё, щит, лук и стрелы).

- Во что одеты богатыри? (ответы детей: в доспехи).

- Что такое доспехи? (ответы детей: специальная одежда, предназначенная для защиты).

- Зачем доспехи богатырю? (ответы детей: защищает тело).

- Вы правильно сказали ребята. Сплетённая из железных колец, металлическая сеть, служила для защиты тела богатыря от поражения, мечём или копьём.

Опытническая – экспериментальная деятельность:

- Давайте с вами проверим, а на самом ли деле кольчуга могла защитить богатыря?

Воспитатель предлагает детям взять металлические мочалки – это кольчуга, детям предлагается её разорвать, проткнуть деревянными палочками.

Дети делают вывод: кольчуга защищает тело богатырей от поражения, мечём или копьём.

- Как вы думаете, почему кольчуга сделана из колец? (ответы детей: лёгкость и гибкость кольчуги позволяли богатырю быть подвижным).

Игра: «Волшебная лупа».

- Виктор Михайлович Васнецов очень любил художественные загадки и в этой картине он спрятал музыкальный инструмент.

- Возьмите каждый по лупе посмотрите внимательно на картину, и попробуйте найти.

- Правильно, это гусли, какие вы внимательные!

- К седлу Алёши Поповича прикреплены гусли. Что мы можем сказать об Алёше Поповиче, кто он? (ответы детей: музыкант).

- Он не только богатырь, но и певец, и музыкант.

- Как называют музыкантов, которые играют на гуслях? (ответы детей: гусляры).

- Ребята, одним богатырям было бы тяжело охранять просторы родины, поэтому им нужны были помощники. И такими помощниками являлись богатырские кони, которые служили им верой и правдой.

- Какие кони у богатырей? (ответы детей: сильные, могучие, выносливые, послушные и т. д.)

- Ребята, давайте, придумаем клички богатырским коням (ответы детей: Воронок – у Ильи Муромца, Сивка– у Добрыни Никитича, Бурка – у Алёши Поповича).

- Глядя на природу вокруг богатырей, какое настроение она у вас вызывает? (ответы детей: тревожность).

- Как вы догадались? (ответы детей: В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности.).

- Но богатыри надёжно хранят покой родных просторов. Никакая сила им не страшна.

- Какой вопрос, вы бы хотели задать богатырям?

- Как вы думаете, всякий ли сможет стать богатырём? (ответы детей).

- Богатырями не рождаются, богатырями становятся! И это происходит по-разному, можно быть сильным, но трусливым. А можно быть слабым, но очень любить свою Родину, свой народ и тогда родная земля сделает тебя богатырём.

- Как вы думаете, какой совет может дать Илья Муромец нашим мальчикам? (ответы детей: быть сильными, храбрыми, смелыми, добрыми и т. д.).

- Ребята, предлагаю вам прослушать два музыкальных фрагмента.

- Какое настроение вызывает у вас прослушанный фрагмент? (№1).

- Какое настроение вызывает у вас прослушанный фрагмент? (№2).

- Какой, по вашему мнению, музыкальный фрагмент подходит к данной картине больше? (ответы детей).

- Почему вы так считаете? (ответы детей).

-Ребята богатыри приготовили для вас подарок это книга с загадками и пословицами о доблести и любви к Родине.

- Я сейчас из этой книги загадаю вам загадки, если догадаетесь, какой правильный ответ, надо будет закрыть этот предмет фишкой на картине.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут. (Кольчуга).

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем).

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч).

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжёлый, блестящий и кругленький… (Щит).

- Я хочу зачитать вам одну из пословиц: «Сам погибай, а товарища выручай».

- Как вы думаете, о чём эта пословица? (ответы детей: надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию).

- А с остальными пословицами и загадками мы познакомимся в группе.

- Ребята, а сейчас предлагаю вернуться в группу и смастерить доспехи и оружия для наших богатырей.

Публикации по теме:

Программа «Музей предметов» Цель — создание системы взаимодействия музейных циклов с воспитательно-образовательной работой. Основными формами работы по реализации программы.

Выставка к 23 февраля «Богатыри земли русской»Выставка к 23 февраля «Богатыри земли русской» В нашем детском саду проведение выставок совместных творческих работ детей, родителей, сотрудников являются традицией. Вот и в преддверии.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
«Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…» Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!»
Опубликовано: 7 октября 2013 в 19:09
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Стихи. «Лесная гостья», «Елочка», «Елочка — краса!»
ЛЕСНАЯ ГОСТЬЯ Гостья к нам пришла лесная, Ах, красавица, какая! Огоньки на ней горят, Бусы яркие блестят! Зайцы, белочки на елки И снежинок хоровод,...
«Весна в группе». Оформление помещения группы
«Весна в группе». Оформление помещения группы. Важной составляющей педагогического процесса, является оформление помещений группы. Психическое развитие,...
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...