Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Булыгина Наталия
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Хлеб — всему голова»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с тяжелым трудом хлеборобов. Сравнить их работу в старину и в современное время. Учить бережному отношению к хлебу, понимать его ценность и значимость в жизни человека.

МАТЕРИАЛ: Иллюстрации на подставках: "Пашня","Сеятель", "Жницы","Золотая нива","Трактористы", "Полевая страда". Рисунки косы и серпа. Хлебные колоски, в банках зерно и мука. Разные хлебобулочные изделия для чаепития.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: - Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. А вот о чем мы будем говорить, узнаем попозже. А пока послушайте старинную легенду.

Давным-давно это было. Ехал однажды богатый человек со своей свитой на лошадях по степи. Путь их был долгий, они устали. А тут еще по ногам в стремени бьют колоски какие-то, затрудняют движение. Приказал тогда богач скосить все эти колоски. Скосили слуги эти колоски, а из них посыпались странные семена. Повелел тогда богач собрать эти семена и растереть их в пыль. А пыль получилась белой и мягкой. Рассердился богач еще сильней и заставил всю эту белую пыль высыпать в воду. Стали слуги смешивать эту пыль с водой, а она намокла и к рукам стала прилипать. Совсем богач разозлился, повелел бросить в костер всю эту липкую массу. Бросили слуги всю эту массу на угли, а сами сели возле костра отдохнуть. Через некоторое время поплыл по степи необычный аромат. Никогда еще люди не чувствовали такого вкусного запаха. Решили они достать из костра ароматные комочки и попробовать, что же это так вкусно пахнет. Эта старинная легенда рассказывает о том, как появилось главное богатство на Земле - хлеб!

В старину прилагали очень много сил и труда для того, чтобы вырастить хлеб. Ведь без хлеба очень голодно, да и всякая другая еда с хлебом вкуснее. Так как же выращивали хлеб? Давайте сейчас пройдемся по залу и посмотрим на иллюстрации.

Вот картина "Пашня", на которой идет лошадка и тянет за собой тяжелую соху, которую держит пахарь. Его так зовут по-тому, что он пашет землю. Видите, за сохой остается черная полоска земли? Это борозда вспаханной земли, которая стала мягкой и рыхлой.

Теперь можно сеять семена. Сеяли тоже мужчины. Вот посмотрите на следующую картину "Сеятель". Сначала семена засыпали в большое лукошко, потом это лукошко вешали себе на плечо. Шли по пашне, набирали в горсть семена и разбрасывали его по бороздам. А теперь представьте, что вы тоже сеятели и перед вами поле, попробуйте правильно раскидать семена. /Дети изображают сеятелей/

И вот наконец, после солнечных дней и теплых дождей, поднялись из земли и поспели хлебные колоски. Посмотрите на картину "Золотая нива". Это колосится поспевший хлеб. Пора настала его убирать. Тут уже работы хватало всем: и взрослым и детям. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы. Вот посмотрите, как выглядели эти инструменты. Посмотрите картину "Жницы". Колоски подрезали или косили и связывали их в снопы. Дети ходили по полю и собирали выпавшие колоски.

Давайте с вами поиграем в игру "Колоски и жница".

А что же происходило с колосками дальше? Их молотили, что бы получить зерно. Вот посмотрите, какое оно, хлебное зернышко. Потом это зерно сушили в специальных помещениях и отправляли на мельницу к мельнику. Он на больших каменных жерновах перемалывал это зерно в муку. Посмотрите, какая белая и мягкая мука получилась из зернышек. Вот уже из этой муки можно печь вкусный хлебушек.

Ребята, вы запомнили, какие работы нужно сделать, чтоб получилась мука для хлеба?

Ответы детей. /пахать,сеять,жать,молотить,сушить,молоть

Видите, сколько труда надо было приложить в старину, чтобы на нашем столе был хлеб?

Чтец: Хлеб ржаной,батоны, булки-не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,сил для хлеба не жалеют.

А теперь отгадайте загадки:

1. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я, будет целая семья. /зерно/

2. На соломинке - дом, сто ребят созрело в нем. /колос/

3. Отгадать легко и быстро!мягкий,пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. /хлеб/

В наше время выращивать хлеб стало намного легче. Людям стали помогать сильные и умные машины. Давайте посмотрим, что же это за машины такие? Вот едет по полю тяжелый трактор и тащит за собой большой плуг. Так он пашет землю. А вот едет трактор полегче, чтоб не примять землю, к нему прицеплена сеялка полная семян. Теперь руками их разбрасывать не надо. А как же называют людей, которые ведут эти трактора? Правильно, трактористы.

Наконец колоски созрели. Начинается на поле горячая пора - сбор урожая. И тут на поле появляется другая машина - комбайн, а ведет его комбайнер. Эта машина делает не одну работу, а несколько. Сначала срезает колоски,потом обмолачивает их и высыпает полученное зерно в самосвал,который шофер подгоняет к комбайну. Это зерно отвозят в сушилку.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется

"Урожай" мы разделимся на две команды. У каждой команды будет свое поле и своя техника. Какая команда быстрее и правильно сделает все операции по выращиванию хлеба, та и победитель!

И так,поиграли с вами. Зерно отправили в сушилку. А что же с ним надо делать дальше, чтоб получить хлебушек на наш стол?А дальше, везут зерно на мукомольный завод, где из него получают муку, потом эту муку доставляют на хлебозавод, где из муки замешивают липкое тесто и уже из него выпекают вкусный и ароматный хлеб,без него у нас с вами не проходит ни одного дня, ежедневно, на завтрак, обед, ужин хлеб у нас на столе.

Вы запомнили, как тяжело и с каким трудом выращивается хлеб? Как к нему нужно относиться? Почему? /Рассуждения детей/

Чтец: Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб - хозяин дома, всему он голова.

Крепкою державой звали его в старь,

Хлебушек по праву в государстве - царь!

Чтец: Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб -драгоценность, им не сори!

- Молодцы, ребята! Ответили на все вопросы, поиграли, почитали стихи о хлебе. А теперь нас пекари приглашают на чаепитие, к которому они приготовили разную вкусную выпечку из муки.

Чаепитие.

Публикации по теме:

«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.

Проект «Хлеб — всему голова»Проект «Хлеб — всему голова» Активное участие принимали родители в проекте "Хлеб всему голова": были проведены встреч и с мамами, папами, профессии которых связанны.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 23:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Утро весны» Беседа и художественное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Зима недаром злится Прошла ее пора Весна в окно стучится И гонит со двора. Ф. И. Тютчев Интеграция образовательных областей. «Познавательное...
Проект «Творческая мастерская».
Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у нас 3 старшие и 2...
Будущие первоклассники — участники конкурса Звёздочка в ладошке!
Воспитанники подготовительной к школе группы «Ладушки» приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Звёздочка в ладошке». Конкурс понравился...
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта».
Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица ( директор Е. М. Маслова, стало...
«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3. (как...
«Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер. » А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер, он ведь тоже...