Занятие по речевому развитию «Путешествие снежинки» (подготовительная группа)

Галина Тарасова
Занятие по речевому развитию «Путешествие снежинки» (подготовительная группа)

Программное содержание:

Задачи на развитие речи:

Учить придумывать рассказ и передавать его содержание последовательно. логично, эмоционально.

Развивать умение распространять предложение путем введения определений, однородных членов предложения.

Упражнять детей в образовании родственных слов, глаголов, в согласовании прилагательных с существительными.

Задачи на развитие познавательных способностей:

Развивать системность мышления в процессе расширения знаний об особенностях жизни диких животных и птиц в зимний период.

Ввести в лексический словарь детей понятие «теплокровные».

Упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельным частям.

Содержание занятия:

В.: Дети, предлагаю вам немного пофантазировать. И первым фантазером буду я: Чтобы фокусником стать,

Нужно очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант –

И все в порядке!

На столе стоит цилиндр (головной убор) с двойным дном, лежат перчатки, платок.

Воспитатель показывает пустой цилиндр, накрывает его платком, делает над цилиндром «специальные» движения фокусника, открывает накрытый платком цилиндр - там платочки. Воспитатель показывает второй фокус и в цилиндре появляется снежинка, но воспитатель ее не показывает, а говорит детям: Отгадайте, что за предмет лежит у меня в цилиндре. Этот предмет мы встретим только зимой, его создала природа.

Игра «Угадай-ка!»

Дети задают воспитателю наводящие вопросы. В результате дети дают правильный ответ.

- Да, это снежинка! (достает из цилиндра снежинку). Скажите, какая она? (красивая, холодная, белая)

- Вспомните известные вам предметы, про которые можно сказать: белая, как (мука, сахар); холодная, как ….(мороженое); летящая, как (птица).

- Молодцы! А теперь наша гостья хочет рассказать о своем удивительном путешествии. Однажды, проснувшись в хорошем настроении, она взяла свой зонтик, чтобы не упасть и полетела… Летит она, летит и видит…

_ Ребята, что могла увидеть Снежинка зимой? (сугробы, снег, голые деревья)

-Какой снег зимой? (белый, холодный, рыхлый)

- А нужен ли снег зимой? (снег как одеяло укрывает землю от морозов, защищает корни деревьев от вымерзания).

-Почему деревья зимой стоят голые? (Дерево зимой спит).

- Каких птиц встретила снежинка на зимней улице? (перечисляют)

Игра «Найди лишнюю птицу»

Дети заселяют «снежную полянку» зимующими птицами, оставляя в стороне перелетных.

-Почему зимующие птицы остаются зимовать? (У них очень плотное оперение, поэтому им не холодно. Еще под кожей есть жировая прослойка, которая их согревает).

- Почему снег на перьях зимующих птиц не держится, легко стряхивается? (Перья птиц покрыты особым жиром, поэтому снег к их перьям не прилипает).

- А что кушают птицы? (Семена, зерно, ягоды, насекомых)

- Где можно найти насекомых зимой? (Они о себе позаботились: спрятались под кору деревьев, щели домов).

- Насекомых нет, ягод зимой мало…Кто же поможет птицам зимой (Человек) Как? (дети высказывают свое мнение)

- Без помощи человека птицы пропадут. Давайте представим, что произойдет, если птицы погибнут. (Некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, трава. Животные останутся без еды).

- В природе ничего нет лишнего и все мы друг другу нужны. Поэтому птиц надо беречь.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна,-

И не страшна будет им зима.

В.: Полетела снежинка дальше и очутилась над лесом. Какой он зимой? (Задумчивый, тихий, молчаливый). Встретил он ее приветливо…

Игра «Скажи слово «здравствуй!»

- Молодое деревце сказало: «Здравствуй!»

- Взрослое дерево сказало: «Здравствуй!»

- Старое дерево сказало: «Здравствуй!»

- Больное дерево сказало: «Здравствуй!»

Дети с разной интонацией говорят от имени «деревьев» слово «здравствуй!»

Физкультминутка:

Снежинка спускалась с неба

Все ниже и ниже,

Сугробы пушистого снега

Все выше и выше.

- Очутилась снежинка на чудо – дереве. А под ним лесной народ!

Стоит макет дерева, на нем маски диких зверей. Дети одевают выбранные маски.

В.: Раз, два, покружись и в зверюшек превратись!

Дети рассказывают о жизни своего героя с помощью «волшебного» «микрофона по – очереди, а остальные сидят на пенечках.

Волк: Я – хищное животное. Чаще охочусь за слабыми и больными животными, птицами. За это меня называют «санитаром» леса. Зимой мне очень голодно.

Лиса: Я любопытна и красива. У меня очень хороший слух и чуткий нюх. Летом много еды: лягушки, ящерицы, мелкие насекомые, трава. А вот зимой приходится очень трудно. Зимой я питаюсь мышами, которых добываю из-под снега.

Белка: Я хорошая хозяйка. Осенью делаю запасы на зиму: сушу ягоды, грибы, утепляю свое дупло. А еще я меняю свою рыжую шубку на серую, чтобы быть незаметной среди голых деревьев.

Медведь: Осенью начинаю заботиться о своем жилище, где можно проспать до весны. Много ем грибов, ягод; выкапываю жучков, ловлю лягушек и рыбу. Ем, чтобы наесть много жира. Если не накоплю, то ходить мне зимой злым и голодным.

Заяц: Врагов у меня много, вот и приходится менять свою серую шубку на белую под цвет снега. Зимой еды мало, приходится питаться корой деревьев и веточками.

Еж: Осенью ем много грибов, ягод, лягушек, мышей, чтобы накопить жир.

Стаскиваю в укромное место сухие листья и траву. Зимой сплю, но иногда приходится просыпаться из-за сильных морозов и «разогреваться».

Игра «Кто кем был?»

В.: Снежинке интересно стало, а всегда ли вы были такими большими? (дети называют детенышей животных)

- Раз, два, покружись и в ребяток превратись!

В.: Дети, давайте разделим этих животных на две группы:

1 группа – животные, которые живут на снегу ;

2 группа – животные, которые живут под снегом.

Дети относят свои маски к домикам, изображающим «жизнь на снегу» и «жизнь под снегом».

В.: Если животное живет на поверхности снега, то оно должно иметь широкие лапы (для чего), приобретает другую окраску шерсти (все ли животные)

-Если же животное живет под снегом, то ему не надо менять цвет шерсти (почему) Животные, которые находятся на снегу и сохраняют тепло называются теплокровными Животные, которые не могут это делать – впадают в спячку.

В.: Попрощалась снежинка со зверями, но лететь ей дальше одной было скучно. Может найдем ей подружек? А так как она очень любит танцевать, то и мы будем искать ей подружек, танцуя.

Танец с рисованием снежинок

Дети двигаются под музыку вальса, кружась вокруг мольбертов. На паузу – рисуют снежинки. Получается так, что каждый дорисовывает снежинку, которую начал рисовать другой.

В.: Вот сколько подружек у нее стало! Как вы думаете, что они стали делать? (летать, порхать, кружиться)

Подружкам нашей снежинки нравилось собираться в комья и быть…Кем? (Снежками, снежными бабами). Давайте попробуем слепить из слов «снежный ком».

Игра «Снежный ком»

В.: Снег (бросает комочек)

Д.: Снежный, снеговик снегопад…

В.: Зима…

Д.: Зимовка, зимний, зимовать…

В.: Мороз…

Д.: Морозко, морозилка, мороженое…

(образование родственных слов)

В.: Так снежинки веселились,

Танцевали и кружились!

Замели потом метели,

И снежинки улетели!

В.: Но что –то, кажется они нам оставили (берет в руки в шкатулку). В шкатулке карточки с фразами: много снега, ледяные дорожки, мороз.

Это снежинка записала то, что ее больше всего удивило. А вы что думаете об этом?

Игра «Хорошо – плохо»

Дети находят положительные и отрицательные стороны в данных природных явлениях, например: ледяные дорожки – хорошо, когда хочешь покататься, а плохо – можно неудачно упасть и т. п.

В.: Вот и подошло к концу не только путешествие снежинки но и наше занятие.

Публикации по теме:

Дидактические игры своими руками.Дидактические игры своими руками. Дидактические игры своими руками. В нашем садике прошол конкурс на оформление дидактических игр сделаных своими руками под девизом: "Новое.

Логопедическое занятие по теме «Домашние животные» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Часть 1 Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: - показать детям, какую пользу приносят человеку домашние животные;.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Путешествие снежинки» (подготовительная группа)
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 15:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...