Папки-передвижки

Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Людмила Ивановна
Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Образовательные задачи:

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Развивающие задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности „Свойства воды, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

-Активизировать словарь детей: Модель глобуса, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Методы и приемы:

-Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, вопросы, художественное слово.

-Наглядные: Глобус, алгоритмы символизирующие (у воды нет формы, свойства воды, вода-растворитель, способность воды отражать предметы.

-Практические: Индивидуально-дифференцированный подход (в процессе опыта).

-Динамические паузы: «раз, два, три, четыре», «веселая разминка».

- Игровые:

Материалы и оборудование

-Кубик, шарик, баночки узкая и широкая, один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука,масло, мятные капли, травяной настой. Пустые стаканчики.

- «использование технических средств» : Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)»,компьютер, проектор, интерактивная доска.

Интеграция образовательных областей:

-«Здоровье» : Динамические паузы «раз, два, три, четыре» и «веселая разминка».

-«Познание» : свойства воды, проведение опытов.

- «использование технических средств» : Музыкальный центр- аудио запись «разнообразные звуки воды» из серии «Разные природные эффекты (звуки)», компьютер, проектор, интерактивная доска.

Предварительная работа:

-Беседа с детьми о значении воды.

-Чтение стихотворения.

-Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

-Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».

-Чтение сказки «Путешествие Капельки».

-Проведение отдельных опытов с водой (папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).

-Познавательная игра «Где, какая вода бывает.

-Знакомство с круговоротом воды в природе.

Структура НОД:

№ Структура образовательной деятельности

1. Создание мотивации для деятельности.

2. Информационно-познавательная часть.

3. Л. Замятин «Стихотворение о воде».

Беседа о воде (наводящие вопросы, детский опыт и знания детей).

4. Динамическая пауза «Юные пловцы».

5. Практическая часть (опытно- экспериментальная).

Подготовка.

6. Опыт № 1: «Определить есть ли форма у воды».

7. Опыт № 2: «Какого цвета вода».

8. Опыт № 3: «Вода-растворитель».

9. Динамическая пауза: «Небольшая разминка».

10. Опыт № 4: «Вода не имеет собственного запаха».

11. Опыт № 5: «Способность отражать предметы».

12. Рефлексия.

Ход НОД:

I часть: Вводная (информационно-познавательная).

Загадка:

В. - На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

В. - А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.) (см. слайд №1)

В. - А как вы понимаете – модель Земли?

(дети высказывают, объясняют)

В. - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

В. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?

Д. - Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…

В. - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.

(показать на глобусе).

В. - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Ответы детей).

В. - Синий цвет – это вода: моря, океаны, рек, озёра).

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин).

- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да,то

почему?

(Дети объясняют).

В. - А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).

В. - Кому нужна вода? (Ответы детей).

В. - Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).

В. - А как они её получают? (Ответы детей).

В. - Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).

В. - Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).

(Дети объясняют, делают выводы).

Чтение стихотворения о ВОДЕ:

(Автор Леонид Замятин).

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

В. - Ребята, для жизни человека, вода имеет очень важное значение.

В. - А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).

В. - Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).

В. - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

В. - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

В. - А как вода поступает в реку (Ответы детей).

- Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей).

В. - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

(см. слайд №2)

Динамическая пауза :

«Юные пловцы».

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) :

В. - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

В. - Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

В. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда, вот здесь будет наша лаборатория это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.

В. - Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1: Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.

Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (См. слайд №3)

Опыт 2: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (См. слайд №4)

Опыт 3: Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Динамическая пауза:

«Небольшая разминка».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

В. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку.

В. - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. (См. слайд №5)

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

В. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой).

В. - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

В. - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

В. - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Рефлексия:

В. - Скажите, мне, пожалуйста,чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах (Ответы детей).

Выяснить понравилось ли им наша деятельность и что понравилось больше всего.

В. - Мне тоже понравилось, как вы увлеченно работали. Молодцы! И спасибо вам за активную и заинтересованную работу.

Слышится шум прибоя, шум дождя, звук ручейка: Аудиозапись «Разные природные звуковые эффекты (звуки)».

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Круговорот воды в природе» Интегрированные области: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства воды» Конспект совместной образовательной деятельности во 2 мл. группе "Свойства воды" Программное содержание: развитие представлений о свойствах.

Конспект образовательной экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воды» Цель: Уточнить представление детей об использование воды через поисково-исследовательскую деятельность. Задачи: 1. Познакомить детей со.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды» для детей подготовительной группы Тема: «Свойства воды» Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,.

Конспект совместной деятельности «Свойства воды. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое» Возрастная группа: 2 младшая группа. Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: - Познавательно-коммуникативная деятельность.

НОД по естествознанию для детей подготовительной группы «Круговорот воды в природе» Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Задачи: 1. показать значимость воды для всего живого на земле; 2. показать в каком.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» Опытно экспериментальная деятельность ООД по разделу «Познание (формирование целостной картины мира). Тема: Свойства воды. Цель: Знакомство.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды. Поглощаемость» Опытно – экспериментальная деятельность Тема: Свойства воды. Поглощаемость. Исследовательская задача: Определить степень поглощения воды.

Конспект занятия по окружающему миру для 4 класса «Вода. Круговорот воды в природе» Урок №14 Дата: Тема: Вода. Круговорот воды в природе. Цели и задачи: Определение роли круговорота воды в природе, введение понятия «подземные.

Экологический проект «Круговорот воды в природе» Автор проекта: Глухова Светлана Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории. Регион, область, населенный пункт: Республика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по экспериментальной деятельности «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 17 января 2016 в 18:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД