Занятие по развитию речи «Подарки осени» для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Родионова
Занятие по развитию речи «Подарки осени» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: продолжать учить детей поддерживать беседу. Развивать монологическую речь. Упражнять в употреблении глаголов и прилагательных; согласовывать числительные с существительными. Закреплять знания детей об изменениях, которые происходят в природе осенью. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: сюжетные картинки об осени; предметные картинки об овощах. Картины деревьев; листья, веточки, деревянные палочки, конверт, листья задания, звери, картинки с ритмическим рисунком, тучка, корзинка с разноцветными листьями.

Ход занятия

Логопед: (держит в руках письмо и картинки солнышка, воробья, кота).

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне в лицо?

Может, это воробьишко

Пролетая обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

На окошко заманил?

Логопед: ребята, вы хотите узнать, от кого пришло письмо? Отгадайте загадку и узнаете ответ (достает письмо и читает).

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Я не касаюсь сосен

И елочек. Я (осень)

Дети отгадывают загадку.

Логопед: правильно. Вот что пишет вам осень: «Ребята и девчата, я приглашаю вас в путешествие за осенними подарками!». Отправимся в путешествие?

Дети: да.

Логопед: тогда давайте проверим, все ли к нему готовы. Назовите приметы осени (дети называют приметы осени прикрепляют осенний листочек на дерево).

Дети: пожелтели листья. Высохла трава. Птицы улетают к югу. Звери готовятся к зиме. Заготавливают запасы на зиму. Заяц, лиса, белка меняют летние шубки на зимние. Осенью идет холодный дождь. Осенью дует пронизывающий, холодный, злой ветер. Люди собирают урожай. Готовят на зиму запасы. Только осенью бывает листопад. Насекомые ложатся в спячку. Медведь ложится на зиму в спячку. Люди одевают куртки, сапоги. Небо осенью серое, хмурое.

Если дети затрудняются, то можно помогать наводящими вопросами.

Что выглядывает из-за тучи?

Какого цвета листья осенью?

Какой ветер дует осенью? (пронизывающий, холодный, злой)

А что делает ветер? (воет, ревет, стонет)

А что делает дождь? (моросит, идет, шумит, льет, сеет)

Логопед: молодцы, вы готовы к путешествию.

Игра «По листочкам я шагаю». На полу бумажные силуэты листьев. Дети по очереди шагают по ним в такт стихотворения (делают четыре шага на строчку).

По листочкам я шагаю,

И листочки я считаю:

Один, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь,

Листья обронила осень.

Логопед: ребята, а какие листья бывают осенью?

Дети: желтые, красные, коричневые.

Логопед: а если они разные цветом, как они называются?

Дети: разноцветные.

Логопед: а как называется явление, когда падает много осенних листьев?

Дети: листопад.

Логопед: посмотрите, ежик нашел первый подарок (ежик с осенним листочком). Нам осень еще раз решила подарить нам листопад и насыпала разноцветные листья в корзинку. Давайте посмотрим. Берите по листочку. Какие необычные листочки. Что это за знаки символы?

Дети: это звуки.

Логопед: с помощью какого органа чувств мы слышим?

Дети: с помощью уха.

Логопед: с помощью какого органа мы произноси звуки?

Дети: с помощью рта.

Логопед: какие речевые звуки вы знаете?

Дети: гласные и согласные.

Логопед: знаки-символы каких звуков изображены на осенних листочках?

Дети: гласных.

Логопед: давайте с вами вспомним стихотворение о гласных звуках.

Дети: гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку качать.

Логопед: какие звуки поют листочки?

Дети: поют звук, изображенный на листочке.

Логопед: а теперь представьте, что наш нос это веточка, на которой висит листочек (дети кладут листочек на нос).

Логопед: а ветер щеки толстые надул

И на деревья пестрые подул (надувать щеки и резко сдувать «Пф»).

Логопед: какой красивый листопад. А вот и белочка нашла второй подарок (веточка).

Игра «Мы по веточкам шагаем».

Занятие по развитию речи «Подарки осени» для детей старшего дошкольного возраста

А теперь берем листочки и по веточкам шагаем

Эти веточки считаем:

Одна, две, три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь,

Разукрасила их осень.

Ребята, вспомните с какой ветки ваш листочек и прикрепите его. Дети приклеивают свои листья на определенную веточку (березовую, кленовую, ивовую, дубовую).

Логопед: дети, как называются листочки, которые поют песенку звука «А». А как называются листья, которые поют песенку звука У» и т. д.

Дети: березовые, дубовые, осенние, желтые.

Логопед: молодцы, а вот и лисичка принесла третий подарок. Что это?

Дети: деревянные палочки. А теперь палочки берем, «отстучим карандашом». Дети ударяют карандашом по столу на каждый слог стихотворения.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом,

От-сту-чим ка-ран-да-шом:

Сли-ва, пер-сик, а-пель-син,

Гру-ша, ки-ви, ман-да-рин,

Яб-ло-ко, а-на-нас,

Все кругом услышат нас.

Логопед: молодцы ребята, что это мы с вами вспомнили?

Дети: фрукты.

Логопед: а что еще люди собирают осенью?

Дети: овощи, урожай.

Логопед: а вот мишка медведь несет нам четвертый подарок (картина огорода). Осень предлагает нам поиграть в игру «Собираем урожай».

Логопед: дает различные задания от имени осени, а дети называют слова и выполняют соответствующие действия.

Морковь выдергиваем, а огурцы срываем.

Помидоры срываем, а капусту срезаем.

Лук выдергиваем, а горох срываем.

Срезаем капусту, а картофель выкапываем.

Свеклу выкапываем, а подсолнух срезаем.

Чеснок выдергиваем, а перец срываем.

Баклажаны срываем, а редиску выдергиваем.

Логопед: притомились мы в пути,

Вижу тучка впереди.

Ребята, тучка просит нас собрать всех ее деток. А кто у тучки детки?

Дети: капельки.

Логопед: правильно и я предлагаю отдохнуть, а заодно и собрать всех капитошек.

Самомассаж «Кап на тучке ночевал».

Дети встают друг за другом.

Кап на туче ночевал

И по небу кочевал.

(постукивают пальчиками).

Вдруг ударил трах-тарарах-

Кап со страху шах-шарарах

(легко поколачивают кулачками).

По оврагам, по мостам,

По корягам, по кустам…

(растирают спины ребрами ладоней).

Осмотрелся на заре,

Видит - вишня во дворе.

(поглаживают ладонями снизу спины к плечам).

Прыг на ветку озорник:

Тронешь – кап за воротник!

(легко «пробегают» по спине пальчиками).

Логопед: молодцы ребята, а вот еще один гость – зайчик. Принес нам пятый подарок. Осень просит нас загадать загадку для наших гостей, рассказывая руками.

Дети: мы картиночки покажем

И про каждую расскажем:

Ветер, туча, дождь, грибочки,

Клюква, желтые листочки,

Шапка, плащ и листопад,

Голый лес и голый сад,

Птицы к югу улетают…

Ну, когда это бывает? (дети проговаривают стихотворение и показывают его руками)

Гости отгадывают.

Логопед: вот и вспомнили мы с вами осень. Ей приятно было услышать от вас, что вы о ней помните. И в награду за это она осыпает вас необыкновенными листочками (в это время появляется дерево с необыкновенными листьями-конфетками).

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству «Яблоневый сад»Конспект НОД по художественному творчеству «Яблоневый сад» Программное содержание: 1. Учить детей располагать изображение на всей поверхности листа, частично загораживая один другим 2. Упражнять.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш»Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста «Ералаш» Цель: закрепить и активизировать в речи детей словарь по теме «Дикие и домашние животные». Задачи: Обучающие: • Уточнить и закрепить знания.

Библиотека изображений:
  • День рождения
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Занятие по развитию речи «Подарки осени» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 11:15
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...