Папки-передвижки

Занятие в старшей группе «Влияние солнечного света на жизнь человека» с элементами экспериментирования

Лидия Николаевна Исакова
Занятие в старшей группе «Влияние солнечного света на жизнь человека» с элементами экспериментирования

Цель: дать представление о Солнце, как о звезде; способствовать ознакомлению с понятием света и тени и закреплению знаний детей о роли света в жизни растений; способствовать закреплению с детьми представлений о Солнечной системе, показать зависимость смены времени суток от положения Земли; способствовать закреплению умения ориентироваться в частях суток, объяснить, что источники света могут быть природными и искусственными, способствовать закреплению умения ориентироваться в частях суток, познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать, воспитывать познавательный интерес и стремление соблюдать режим дня.

Публикация «Занятие в старшей группе „Влияние солнечного света на жизнь человека“ с элементами экспериментирования» размещена в разделах

1. «Солнце – большая звезда».

Воспитатель: Ребята, почему днем светло, а ночью нет? (Ночью светят звезды и Луна, а днем светит Солнце).

Солнце тоже звезда, сравнительно небольшая, но горячая звезда. Почему же от солнца много света, а от звезд нет? Ответы детей.

Солнце располагается близко к Земле, поэтому ее свет и тепло доходят до нее, а другие звезды очень далеко. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звёзды – это огромные раскалённые газовые шары похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого и белого цвета. Наше Солнце принадлежит к менее горячим – жёлтым звёздам. Некоторые звёзды красноватого цвета и они холоднее Солнца. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Солнце – шар- великан. Если сравнить Солнце и Землю, то это как футбольный мяч и горошина.

Чтобы понять это мы проведём с Вами эксперимент.

Опыт

Воспитатель: Давайте подойдём к столу. Роль солнца будет играть настольная лампа.

Детям дали картинку, на которой изображение Солнца.

В темной комнате дети подходят как можно ближе к лампе, держа в руках данную картинку.

- Что вы ощущаете, когда приближаетесь к солнцу? (тепло, свет, картинка хорошо видна). Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как вы, дети от лампы, когда стоите рядом с ней.

- Затем все давайте отойдём в темный угол комнаты, что теперь ощущаете дети? (картинка видна плохо, тепло лампы не доходит). Значит, остальные звезды находятся от Земли на таком же расстоянии, как вы от лампы на большом расстоянии.

Вывод: Солнце – ближайшая к Земле звезда, поэтому оно освещает Землю,

а блеск других звёзд незаметен.

2. «День и ночь»

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. Это изображение Земли, а это изображение Солнечной системы. Как расположена Земля по отношению к Солнцу? (Она расположена так, что на ней не холодно, не жарко).

Воспитатель: Как Вы думаете, Солнце движется? (ответы детей).

Нет. Солнце не движется.

Вокруг Солнца вращаются девять планет, тысячи мелких планет – астероидов и кометы. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, в центре которой находится Солнце. Солнце никогда не отдыхает, оно светит и греет постоянно.

Земля – третья планета Солнечной системы, как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля – спутник Солнца. Земля расположена так, что на ней не холодно и не жарко.

Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя она летит очень быстро, за год успевает облететь вокруг солнца только один раз. Уж очень большой путь! Поэтому происходит смена времён года.

Земля не только вращается вокруг Солнца. Она вращается и вокруг своей оси, крутится, как волчок. Земля подставляет Солнцу то одну сторону то другую. Пока она вращается вокруг своей оси, пройду сутки (24 часа, то есть день и ночь.

Сохраняя постоянный наклон оси, Земля освещается по-разному. Когда к Солнцу обращено Северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето. В Южном полушарии в это время – зима. Через полгода Южное полушарие будет больше освещено солнцем и теперь здесь – лето, а в Северном полушарии – зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна и осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года. Поэтому наступает полярная ночь и день

Воспитатель: Ребята, а Солнце влияет на нашу жизнь на Земле? А как? Всегда ли мы видим солнце? (ответы детей)

Люди говорят: «Солнце проснулось, солнце встало (Дети продолжают ряд высказываний про Солнце).

Воспитатель: Какое время суток будет на Земле, если ее освещает Солнце? Какое время суток будет на противоположной стороне, на которую не падает свет?

Опыт.

1. Проводится игра «День и ночь».

На столе стоит настольная лампа (Солнце, рядом – глобус. На глобусе крепится условный знак в том месте, где проживают дети. Воспитатель включает лампу и потихоньку вращает глобус. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение

Воспитатель: Дети вспомните наш эксперимент с бобами. Как растения относятся к плохому освещению? Что необходимо для нормального роста растений? (свет, тепло, вода, почва)

Вывод: Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись солнцу как богу. Они благотворили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Воспитатель: На что похожа наша планета? (Ответы детей)

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар. Так говорят о Земле.

Физкультминутка: Кто – то утром не спеша, (ходьба на месте)

Надувает жёлтый шар, (дети дуют и разводят руки)

А как выпустит из рук- (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг. (поворот)

Что это за шар? (дети хором «Солнце»)

2. «Дневные звезды или звёзды светят постоянно»

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Пробиты дыроколом в картонке несколько отверстий. Картонку вложили в конверт.

Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

(Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.)

Вывод: В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне.

Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

3. Свет повсюду

Оборудование: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток, картинки с изображением источников света, несколько предметов, которые не дают света; фонарик, настольная лампа, сундучок с прорезью.

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы не только говорим о свете, но и будем играть со светом. Видите коробку, она не простая. Посмотрите, в ней есть отверстие, давайте посмотрим в это отверстие. Что лежит в коробке. (Смотрят дети, ничего не видят.)

Почему ничего не видно? Ответы детей (потому, что в коробке темно).

Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть коробку, тогда попадёт свет и осветит все внутри неё.) Открывает коробку, туда попал свет, и все видят фонарик.

А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло? Зажигает фонарик, опускает его в коробку. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.

( В коробке картинка: звёздное небо, луна.)

Почему мы теперь увидели картинку? (в коробке стало светло)

Вывод: Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остаётся с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

– Что является главным источником света для нас днем? (солнце) А ночью? (луна).

А что помогает видеть нам вечером? (лампы, которые у нас в люстрах, электрические лампы на столбах, фонари на столбах).

– Правильно, значит: свет бывает естественным (солнце, луна, месяц, звезды, костер). Искусственным: что изобрели люди, то, что испускает свет. Это – электрические лампочки, лампы дневного света, свечи, фонарики. Свет помогает нам видеть окружающие вещи.

а) «Расческа»

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

– Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

– На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенями на листе бумаги?

Вывод: Свет “бежит” от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

-Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.)

Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.).

Воспитатель закрывает свет от прожектора.

Воспитатель: Ребята, а сейчас есть тень? (нет) А почему не стало тени? (нет света)

Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Воспитатель: Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем, но сначала надо отгадать загадку:

Я иду, она идет,

я стою, она стоит,

я побегу, она бежит. (Тень)

игра «Догони свою тень», поймай солнечного зайчика под музыку

Тень – это ваше отражение. Я предлагаю ее догнать. Догнали? Нет.

Это невозможно. Тень образуется от любого непрозрачного предмета. Поиграть с тенью: с книгой, куклой…

4. Получение радуги

Оборудование: зеркало, таз с водой, источник света

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, бывает радуга зимой? (Ответы детей) Правильно, нет. Но я вместе с вами сейчас проведу опыт и мы убедимся, что радугу можно увидеть в любое время года. Для это нам нужно поставить на подоконник окна таз с водой и опустить в него зеркало. Если зеркало «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.

Воспитатель: Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали

на занятии? Что больше всего понравилось?

Публикации по теме:

«Родительские установки и их влияние на формирование самооценки будущих первоклассников». Занятие с элементами тренинга Цель: Осознание участниками тренинга роли родительских установок в воспитании ребенка Игровое упражнение. Родителям на выбор предлагаются.

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью» Задачи: Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью. Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект ООД с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема занятия: «Удивительные свойства воды» Воспитатель: Ковалёва.

Коррекционно-развивающее занятие с элементами экспериментирования «Необычные помощники» Тема: Необычные помощники Тип: коррекционно-развивающее Вид занятия: познавательно-коррекционное Цель: Расширить представления детей о необычных.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Прохождение экологической тропы» Цель: дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Задачи: *показать объекты экологической тропы в летний период;.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «На помощь жителям Цветочного города». Познакомить с тем, в каком виде существует вода в природе, с различными явлениями (дождь, роса, снег, иней, лед, пар) и состоянием воды.

Тема НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе «Чудеса магнита» Цель: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений.

Занятие по аппликации и рисованию с элементами экспериментирования «Волшебство в песочной стране» [h4]ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ И РИСОВАНИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ[/h4] «ВОЛШЕБСТВО В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ»[/b] в средней группе МКДОУ детский.

Занятие по аппликации и рисованию с элементами экспериментирования «Волшебство в песочной стране» в средней группе Занятие по аппликации и рисованию с элементами экспериментирования «Волшебство в песочной стране» в средней группе МКДОУ детский сад № 7.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «Влияние солнечного света на жизнь человека» с элементами экспериментирования
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 13:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД