Здоровье — главная ценность ребенка

марина двукраева
Здоровье — главная ценность ребенка

Здоровье ребенка

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка

Сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением [О. Б. Казина].Понятие «здоровье» имеет множество определений, но самым популярным, и пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [Е. И. Торохова].

Здоровье – это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» ].

Культура имеет множественный смысл: «возделывание, воспитание, образование, развитие». Исходя из этих представлений, следует, что именно посредством воспитания формируется человек, как культурное существо.

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России [по словам кандидата медицинских наук Л. В. Баль «Педагогу о здоровом образе жизни детей» c.3] стало общепризнанным фактом. Число здоровых детей при выпуске из дошкольного учреждения составляет 5-10%; увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Хронические заболевания «помолодели» [Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» с. 8] и выявляются уже в 3-4-летнем возрасте. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей [С. В. Барканов, кандидат педагогических наук «Педагогу о здоровом образе жизни детей» с. 4].

Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья, а система образования остается единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

В современном ДОУ есть ряд программ, в рамках которых ребенок получает определенные знания о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, приобретает необходимые жизненные навыки и умения. Но из-за формального, отстраненного от реальной жизни ребенка обучения, эти знания мало применяются самим ребенком. Знать – еще не значит использовать.

Проблема ухудшения здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической, биологической, физической деградации. Создается генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. С. 6 ]

Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Напротив, предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии. Занимаются этим как ученые, так и практики. Эти проблемы волнуют и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс.

В вопросах воспитания культуры здоровья детей требуются энциклопедические знания. Это и педагогика и психология, валеология, физиология. Социология и другие науки. Они необходимы как родителям, так и педагогам.

Также существует ряд проблем в организации работы с детьми, тормозящих получение положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми. Причины проблем в ДОУ примерно одинаковы. Это непрофессионализм педагогов (в ДОУ приходят педагоги школ, недооценка значимости дошкольного возраста в дальнейшем развитии личности, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Недостаточен контакт педагогов с родителями и прочее [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» с. 9].

Анализ состояния здоровья детей показывает, что дошкольное учреждение посещают дети, имеющие 2 и 3 группы здоровья. Число детей с хроническими заболеваниями примерно 29%, с функциональными отклонениями 69%, 1-ую группу здоровья имеет 2% детей. По словам к. п. н. Н. Н. Ефименко, в настоящее время «нормальным» стало ненормальное развитие малышей.

В связи с этим, актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве, так как сформированная культура поведения, здоровый

образ жизни, а также знания, навыки и умения в дальнейшим станут крепким фундаментом для активной жизненной позиции и положительной мотивации к охране своего здоровья во взрослой жизни. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Мечников Илья Ильич. Он считал. Что само главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью. И отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. Очевидно, что становление культуры здоровья человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Необходимо формировать культуру здоровья детей так как в настоящее время проблема стоит очень остро. В дошкольных учреждениях слабо и бессистемно проводится пропаганда здорового образа жизни. Дети зачастую несамостоятельны в выполнении правил самообслуживания, умывания, ребенок не может выполнять правила этикета, не устанавливает связи между совершаемым действием и состоянием организма «Я буду, чтобы быть…». Дети не уверены в себе, требуется напоминание взрослого о соблюдении порядка, зачастую непосредственная помощь, а также не развит интерес к выполнению правил культуры здоровья. Академик Е. Чазов утверждает: «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему так важно формировать навыки здорового образа жизни с детства».

Публикации по теме:

«Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры» Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Фотосессия спортивных будней в детском садуФотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Здоровье — главная ценность ребенка
Опубликовано: 10 октября 2013 в 00:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Наше оригами — творчество
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию работы детей, выполненные в технике оригами, которые были сделаны детьми на занятиях кружка по оригами "Бумажные...
Сценарий районного мероприятия. Фестиваль детского творчества «Радуга талантов»
Сценарий районного мероприятия Фестиваль детского творчества "Радуга талантов" Сценарий районного мероприятия детского творчества «Радуга талантов»...
Беседа «Завтра мы идём в театр»
К большому сожалению, нечасто наши дети бывают в настоящем театре. А ведь в Казани два прекрасных театра для детей, каждый из которых имеет почти вековую...
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в...
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга «Веселые приключения пиратов»
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга "Веселые приключения пиратов" Цель : Создать веселое, положительно-эмоциональное настроение, развивать...