Здоровье — главная ценность ребенка

марина двукраева
Здоровье — главная ценность ребенка

Здоровье ребенка

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка

Сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением [О. Б. Казина].Понятие «здоровье» имеет множество определений, но самым популярным, и пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» [Е. И. Торохова].

Здоровье – это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» ].

Культура имеет множественный смысл: «возделывание, воспитание, образование, развитие». Исходя из этих представлений, следует, что именно посредством воспитания формируется человек, как культурное существо.

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России [по словам кандидата медицинских наук Л. В. Баль «Педагогу о здоровом образе жизни детей» c.3] стало общепризнанным фактом. Число здоровых детей при выпуске из дошкольного учреждения составляет 5-10%; увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка. Хронические заболевания «помолодели» [Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» с. 8] и выявляются уже в 3-4-летнем возрасте. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей [С. В. Барканов, кандидат педагогических наук «Педагогу о здоровом образе жизни детей» с. 4].

Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни и воспитание культуры здоровья, а система образования остается единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

В современном ДОУ есть ряд программ, в рамках которых ребенок получает определенные знания о здоровом образе жизни, о культуре здоровья, приобретает необходимые жизненные навыки и умения. Но из-за формального, отстраненного от реальной жизни ребенка обучения, эти знания мало применяются самим ребенком. Знать – еще не значит использовать.

Проблема ухудшения здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической, биологической, физической деградации. Создается генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. С. 6 ]

Сказать, что проблема ухудшающегося здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Напротив, предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии. Занимаются этим как ученые, так и практики. Эти проблемы волнуют и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс.

В вопросах воспитания культуры здоровья детей требуются энциклопедические знания. Это и педагогика и психология, валеология, физиология. Социология и другие науки. Они необходимы как родителям, так и педагогам.

Также существует ряд проблем в организации работы с детьми, тормозящих получение положительных результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми. Причины проблем в ДОУ примерно одинаковы. Это непрофессионализм педагогов (в ДОУ приходят педагоги школ, недооценка значимости дошкольного возраста в дальнейшем развитии личности, отсутствие конкретных знаний по психологии, физиологии, социологии, валеологии. Недостаточен контакт педагогов с родителями и прочее [Е. А. Терпугова «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста» с. 9].

Анализ состояния здоровья детей показывает, что дошкольное учреждение посещают дети, имеющие 2 и 3 группы здоровья. Число детей с хроническими заболеваниями примерно 29%, с функциональными отклонениями 69%, 1-ую группу здоровья имеет 2% детей. По словам к. п. н. Н. Н. Ефименко, в настоящее время «нормальным» стало ненормальное развитие малышей.

В связи с этим, актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве, так как сформированная культура поведения, здоровый

образ жизни, а также знания, навыки и умения в дальнейшим станут крепким фундаментом для активной жизненной позиции и положительной мотивации к охране своего здоровья во взрослой жизни. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Мечников Илья Ильич. Он считал. Что само главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью. И отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни. Очевидно, что становление культуры здоровья человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов. Необходимо формировать культуру здоровья детей так как в настоящее время проблема стоит очень остро. В дошкольных учреждениях слабо и бессистемно проводится пропаганда здорового образа жизни. Дети зачастую несамостоятельны в выполнении правил самообслуживания, умывания, ребенок не может выполнять правила этикета, не устанавливает связи между совершаемым действием и состоянием организма «Я буду, чтобы быть…». Дети не уверены в себе, требуется напоминание взрослого о соблюдении порядка, зачастую непосредственная помощь, а также не развит интерес к выполнению правил культуры здоровья. Академик Е. Чазов утверждает: «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему так важно формировать навыки здорового образа жизни с детства».

Публикации по теме:

«Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры» Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Фотосессия спортивных будней в детском садуФотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Здоровье — главная ценность ребенка
Опубликовано: 10 октября 2013 в 00:01
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....