Животные в доме и дошкольники

Галина Николаевна Аникеева
Животные в доме и дошкольники

Почти каждый родитель сталкивается в своей жизни с такой проблемой, как желание его ребенка завести дома домашнее животное (кошку или собаку).

Специалисты единодушны в том, что наличие в доме четвероногого питомца благотворно влияет на детей: когда ребенок растет рядом с домашним животным, он постоянно наблюдает за ним и, таким образом, обогащает свой жизненный опыт.

Роль животных в развитии детей, несомненно, велика. К примеру, педагогический аспект заключается в том, что ребенок учится быть организованным, дисциплинированным, учится осознавать, что животное – это не игрушка, по отношению к нему необходимо постоянно выполнять определенные обязанности, таким образом, учится нести ответственность за других. Навыки общения с домашним животным помогут ребенку во взрослой жизни, он научится отвечать за свои поступки.

Домашний питомец помогает ребенку познакомиться с окружающим миром, является источником первых знаний ребенка о природе, а так же различных видов деятельности, в результате которых у малыша формируется наблюдательность, любознательность, развивается фантазия.

Кроме того, дети учатся устанавливать взаимосвязи и зависимости (если кошка стоит около миски и мяукает - значит, она голодная и др.)

Бережное и заботливое отношение к домашнему животному, которое проявляет ребенок, переносится им и ко всему животному миру в целом; уход за живым существом воспитывает ответственность, учит ребенка обращать внимание не только на свои потребности, но и на нужды окружающих (в том числе и животных). А это уже основы нравственного воспитания.

У каждого человека всегда есть потребность не только получать любовь, но и любить самому, у детей это проявляется в желании иметь домашнее животное и проявлять к нему чувство любви. Обычно это происходит в семьях, где один только малыш, который опекается родителями и не находит объекта для своей заботы.

Обычно практическую пользу от домашних животных малыши не воспринимают. Ребенок быстро сделает котенка своим другом и будет не только играть с ним, но и по- настоящему общаться, доверять этому крохотному существу свои маленькие детские тайны.

Однако, следует помнить, что если малыш хочет животное в доме, то это не значит, что он понимает всю ответственность, которая с этим связана. Большинство детей не способны постоянно ухаживать за домашним животным (особенно это касается детей до 10 лет). Причем чем сложнее содержать животное, тем быстрее наскучит малышу необходимость каждодневного выполнения простых процедур. Тем не менее, нельзя полностью снимать с ребенка обязанности по уходу за животным - в противном случае кроха будет воспринимать животное лишь как живую игрушку.

В зависимости от возраста ребенка определяется и степень ответственности его в отношении питомца. О чистоте в доме придется все же позаботиться взрослым, однако ребенок - дошкольник вполне может следить за тем, чтобы в тарелочке у кота или кошки всегда была свежая еда и вода, выгуливать собаку вместе с родителями.

Какое бы вы животное не купили, вам стоит сразу же найти ветеринара. Если вы дадите заболевшему животному просто умереть, вам стоит подумать о том, как вы расскажете об этом своим детям. У ребенка может мелькнуть мысль, что, если он заболеет, или начнет причинять вам неудобства, вы и от него избавитесь. Важно помнить о том, что, заводя питомца, семья кроме того, что обретает предмет привязанности и налагает на себя определенные обязательства, ещё и преподает детям некоторые из самых важных жизненных уроков: что такое самоуважение, что значит делиться с ближним, заботиться о нем.

Домашнее животное, безусловно, приносит в дом радость, учит детей добру. Но это при одном условии - родители обязаны должным образом обращаться с животным, ведь ни одно животное само по себе не становится «хорошим питомцем».

Прежде всего, родителям необходимо понимать, что домашнее животное они заводят не только ребенку, но и себе. Если ребенок еще мал, то большая часть обязанностей по уходу за питомцем ложится именно на плечи родителей.

Многие взрослые в появлении дома четвероногого друга видят только проблемы. Пугает возможное проявление агрессии со стороны животного к малышу, необходимость постоянно ухаживать и убирать за питомцем. Поэтому я бы советовала не заводить дома животное, если сами родители негативно или потребительски к нему относятся. Животное должно стать как бы членом семьи, с потребностями которого необходимо считаться и, в какой- то степени, под них подстраиваться. Иначе благое желание воспитывать у ребенка положительные качества будет иметь прямо противоположный результат. Однако, если подобрать животное, подходящее возрасту ребенка, его характеру и интересам, то большинство неприятных моментов можно избежать.

Если все-таки взрослые члены семьи не готовы содержать домашнее животное, то лучше его не заводить. Иначе, когда станет ясно, что содержание животного проблематично и будет принято решение отдать животное, это может стать большой трагедией как для ребенка, так и для питомца.

В решении о приобретении животного должны принимать участие все члены семьи, и мнение каждого должно учитываться. Необходимо просмотреть много литературы, побеседовать с теми, у кого есть опыт содержания животных дома, выяснить нет ли у членов семьи аллергии, и учесть много других нюансов. Только все тщательно обдумав и взвесив, можно принимать решение. Тогда пребывание животного в доме принесет много радостных и веселых минут.

Но даже если у вас нет возможности завести дома какое-либо живое существо, всегда можно найти возможность обеспечить ребенку общение с животными. Сейчас еще существуют кружки юннатов, куда можно прийти, понаблюдать за разными животными, узнать о них много интересного, есть при некоторых парках хоздворы, где содержат домашних животных, можно погладить, угостить лошадку, ослика, даже покататься. Просто регулярно подкармливать птичек во дворе, сделать для них кормушку зимой - тоже общение с животными. Не лишайте вашего ребенка этой радости.

И не забывайте о правилах поведения при общении с животными.

Используемая литература:

1. М. В. Лучич «Прогулки с детьми в природу», - М.: Просвещение, 1991.

2. И. В. Корганова «Воспитание субъективно – этического отношения к природе у детей», - М., 2002.

3. А. Прокопова. Статья: «Формирование заботливого отношения к природе», - Дошкольное воспитание № 8 2009.

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/opyt-raboty-tema-oznakomlenie-mladshih-doshkolnikov-s-zhivotnym-mirom

http://www.bioklassniki.ru/bio-stati/zhizn-zhivotnyh/domashne-zhivotnoe-dlja-rebenka.html

http://woman-id.ru/raznoe/domashnie-zhivotnye-i-rebenok.html Ребенок и домашнее животное

http://detisochi.ru/articles/715 Дети и домашние животные

http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/domashnie-zhivotnye-dlya-detey.html Домашние животные для детей

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные» для детей 3–4 лет Игра знакомит детей с домашними и дикими животными и их детёнышами обогащает словарь детей. Цель: Учить детей называть диких и домашних.

Конспект интегрированного занятия по непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Друзья наши меньшие» Цель:уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Животные в доме и дошкольники
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 16:34
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....