МААМ-картинки

Занятие по речевому развитию «Зима в музыке, в стихах и в живописи»

Анна Чумаченко
Занятие по речевому развитию «Зима в музыке, в стихах и в живописи»

Зима в музыке, в стихах и в живописи

Образовательная деятельность для детей средней группы

Цели: Продолжать знакомить детей с творчеством известных композиторов, поэтов и художников, развивать умение чувствовать настроение музыкального, художественного и литературного произведений и передавать его голосом и пластикой; расширить словарный запас.

Публикация «Занятие по речевому развитию „Зима в музыке, в стихах и в живописи“» размещена в разделах

Основные атрибуты и оборудование: Фортепиано, магнитофон с записями произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»; репродукции картин И. Грабаря «Мартовский снег», «Февральская лазурь», «На севере диком» И. Шишкина, «Зима» Н. Крымова, снежинки, вырезанные из бумаги.

Ход образовательной деятельности

Под фонограмму пьесы «Январь» (из цикла «Времена года» П. И. Чайковского) дети входят в зал.

Муз. рук: Еще совсем недавно мы радовались на улице пестрыми нарядами деревьев, а теперь- белоснежное, сверкающее на солнце убранство. Зима…Какое прекрасное время года!

Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл-и вот сама.

Идет волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась. Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.

Так говорил об этом необыкновенном времени года А. С. Пушкин.

Ребята, скажите, нужна ли нам зима вообще? Может, нам будет лучше без нее (Дети отвечают). Я поздравляю вас с началом зимы и предлагаю встретить ее веселой песенкой.

Исполняется песня «Зимушка» муз. и сл. М. Картушиной.

Муз. рук: Да, зима –это здорово : можно кататься на санках, играть в снежки, в гости приходит Дед Мороз с подарками, только зимой можно дышать свежим морозным воздухом, ловить ладошкой падающие снежинки. Без зимы было бы скучно, без зимы не будет казаться прекрасным временем года ни весна, ни лето.

Дети читают стихи о зиме

Вот мороз-так мороз! Месяц к облаку примерз!

Дым примерз к печной трубе, чьи-то санки- к речке.

Даже валенки в избе греются у печки.

В. Шульжик

белая метет -это зимушка идет:

Рукавом повела, все дороги замела.

Здравствуй, зимушка-зима, долгожданная зима

Ты снежку не жалей, разгуляйся веселей!

Мимо елок и берез едет в санках Дед Мороз,

В кожушке голубом, со Снегурочкой вдвоем.

Т. Волгина

Муз. рук: А какие у зимы завораживающие мелодии! Давайте еще раз откроем для себя ее красоту, послушаем музыкальное произведение «У камелька» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского (Дети слушают фонограмму). Петр Ильич очень любил природу, красота которой не раз вдохновляла композитора на создание нового произведения. В свободное от работы время он мог часами бродить по полю, наслаждаясь пением птиц. Каждому месяцу года, а их 12, он посвятил пьесу. Прослушайте еще раз пьесу «У камелька».

На фоне музыки педагог рассказывает:

«Камелек»-какое необыкновенное слово, можно представить перед собой огонь, угасающий к камине или в печке, и даже почувствовать тепло догорающих углей. Обратите внимание на неторопливую, мечтательную мелодию. Все время повторяется небольшая музыкальная фраза, похожая на тихую жалобу, даже слышится тревога в музыке, но может, это сказка. Вновь слышится мелодия как вначале. Прошла тревога. Все вновь успокаивается и замирает.

Ребята, какие краски используют художники в своих произведениях, чтобы изобразить зиму? (Ответы детей)

Педагог вместе с детьми рассматривают репродукции картин «Мартовский снег», «Февральская лазурь» И. Грабаря, «На севере диком» И. Шишкна, «Зима» Н. Крымова.

Муз. рук: Ребята, похожи ли эти картины по настроению (Нет, на картинах И. Грабаря и И. Шишкина изображена природа, а на картине «Зима» Н. Крымова -дети играют в снежки, катаются на санках, лыжах). Давайте и мы, ребятки, полетим, как снежок, соберемся все в сугроб.

Игра «Белый снег»

Муз. рук:Пока мы играли, на улице началась настоящая метель, подняла и закружила на ветру наши снежинки. Когда дует ветер и метет снег, говорят «Метель».

Кружится и хохочет метель на Новый год,

Но весело деревьям и каждому кусту.

Снег опуститься хочет, а ветер не дает,

Снежинки, как пушинки, танцуют на лету.

А теперь послушайте другую музыку П. И. Чайковского «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» и сравните между собой эти два произведения.

Дети исполняют импровизированный танец снежинок.

Игра «Найди свою снежинку»

Каждый из детей получает вырезанную из бумаги снежинку. Внимательно рассмотрев, возвращают педагогу. Тот подбрасывает их вверх. После того, как они опустятся на пол, дети пытаются отыскать «свою» снежинку.

В конце занятия муз. рук. знакомит детей с новой новогодней песней «В зимнем лесу». Дети делятся впечатлениями от прослушанной песни, отмечая ее веселый, задорный характер, рассказывают о том, что им запомнилось на занятии.

Дети выходят из зала

Публикации по теме:

Перспективное планирование по художественной литературе (подготовительная группа) По учебникам УМК - подготовительная группа Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: Художественная литература – 0,5 часов 1. Рассказывание.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. Познавательный проект «Весна в творчестве поэтов, художников, композиторов» Сроки проведения: краткосрочный (две недели – с 31 марта по 11 апреля) Участники проекта: дети, родители, педагог старшей группы, работники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Зима в музыке, в стихах и в живописи»
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 16:49
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД