Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи

Ольга Токарева
Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи

Понимание речи окружающих, собственная активная речь сопровождает всю деятельность ребёнка.

Речь одно из важнейших средств развития личности ребёнка в целом. Многие исследователи детской речи А. А. Люблинская, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева и др. считают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи, что всестороннее развитие родного языка должно быть поставлено в основу воспитания.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически бога-той и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в дошкольном образовательном учреждение и в семье.

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6,7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром, очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые.

Ещё острее встаёт вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью, отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро.

Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов, в первую очередь по родному языку и чтению, отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирование слоговой структуры слов, это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агронович З. Е., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Маркова А. К., Усанова О. Н. и др.

А. Н. Гвоздев определил последовательность овладения ребенком структурой слога в онтогенезе.

Н. С. Жукова соотнесла этапы формирования слоговой структуры слов с возрастными периодами.

Р. Е. Левина определила три уровня речевого развития детей и, давая характеристику каждому уровню, подробно описала нарушения слоговой структуры слова на каждом этапе речевого развития.

А. К. Маркова описала виды нарушения слоговой структуры слова, а также провела специальное исследование по особенностям овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи, и предложила методику коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

З. Е. Агранович разработала систему логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.

Но как показывает практика, предложенные системы коррекционной работы не всегда применяются логопедами в полном объеме, недостаточно используются дидактические игры. Поэтому эта проблема очень актуальна в настоящее время.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • ПДД
Автор публикации:
Значение формирования у детей дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи
Опубликовано: 16 октября 2013 в 10:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Павильон «Белая башня». Небольшой фотоэкскурс.
Сегодня я побывала на смотровой площадке Белой башни. А сподвигла меня к этому купленная недавно книга "Царское Село. Невыдуманные истории для детей"....
Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»
В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы "Сосновый бор"....
Мастер-класс «Изготовление символа Международного дня защиты детей»
Уважаемые, коллеги! Предоставляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению символа Международного дня защиты детей. Приближается 1 июня. Во всех...
Конспект прогулки в младше — средней группе «Наблюдение за весенними цветами на клумбе».
Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе; расширить представление о цветах, растущих на клумбе, сформировать и закрепить...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год ( старшая группа. Подготовила: Середонина И. В. Воспитатель 1 категории...