Получи документы

Значение развития фонематического восприятия и слуха в группе компенсирующей направленности

Марина Морозова
Значение развития фонематического восприятия и слуха в группе компенсирующей направленности

Значение развития фонематического восприятия и слуха

для успешного овладения правильным звукопроизношением,

чтением и письмом в группе компенсирующей направленности

Учитель-логопед МБДОУ д/с №16

Морозова Марина Владимировна

План:

1. Понятие фонематическое восприятие и фонематический слух.

Публикация «Значение развития фонематического восприятия и слуха в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

2. Значение развития фонематического восприятия и слуха для формирования правильного звукопроизношения:

а) особенности произношения звуков при фонематическом недоразвитии у детей;

б) развитие и совершенствование слухового восприятия и памяти;

в) воспитание осознанного отношения к звучащему слову.

3. Сформированность фонематических процессов - основа успешной работы по овладению детьми чтением и письмом.

«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие –

залог успешного овладения навыком чтения и письма»

Д. Б. Эльконин

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Эти понятия близкие по значению. При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Ему нужно извлечь из множества вариантов звуков фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по ее характерным неизменным признакам. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух. Фонемы реализуются в произносительных вариантах - звуках, и важно, чтобы эти звуки произносились нормировано. За этим следит фонематический слух.

Фонетический и фонематический совместно составляют речевой слух. Он осуществляет не только приемку и оценку чужой речи, но и контроль за собственной. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Для того, чтобы у детей выработалась хорошая дикция, обеспечилось четкое и благозвучное произнесение ими слов и каждого звука в отдельности, я систематически развивала их артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовала фонематический слух, учила их слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух (речь собеседника, правильно воспроизводить их в слове.

Всесторонне обследовав детей, изучив специальную литературу, систематически работая над проблемой, я пришла к выводу, что признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. На более ранних этапах это проявилось в неумении выделить фонему в словах, дифференцировать слоги, различать слова, близкие по звуковому составу.

Из детей, поступивших в группу компенсирующей направленности один ребенок имел заключение ПМПК - ЗПР, четырнадцать – ОНР-III,один - ФФН. Я установила, что при фонематическом недоразвитии в речи детей имелся ряд особенностей произношения звуков:

- аморфное, неотчетливое произнесение звуков;

- недифференцированное произнесение пар или групп звуков;

- замены звуков более простыми по артикуляции;

- нестойкое употребление звуков в речи;

- смешение звуков в речи.

Используя результаты обследования, зная психофизические, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, я приступила к исправлению произношения звуков у детей. Передо мной встали две задачи: воспитание артикуляционных навыков и развитие фонематического восприятия. В связи с этим я постоянно фиксировала внимание ребенка на звучании, формировала и закрепляла связи между произносительными и слуховыми навыками.

Одновременно с уточнением сохранных и коррекцией дефектных звуков я вела работу по развитию и совершенствованию слухового восприятия, памяти, фонематических процессов.

Я начинала эту работу с развития способности узнавать и различать неречевые звуки. Данную работу я проводила в занимательной и игровой форме, с использованием дудочек, погремушек, колокольчиков, учила детей определять источник и направление звука, его громкость, находить одинаковые звуки, выделять звуковые комплексы по высоте и силе звучания.

На первых занятиях предлагала лечь детям на коврик, расслабиться, закрыть глаза, вслушаться в окружающие звуки (машины на улице, стук двери, звон посуды, шум дождя и т. д.). Постепенно я ввела усложнение - шепотом называла имя ребенка, просила рассказать, что услышал. Позже стала использовать «Шумовые коробочки» : давала задание расставить коробочки по парам по звучанию, определить, что находится в коробочке. При этом ребенок вслушивался в звучание каждой коробочки. На занятиях проводила игру «Близко - далеко». Один ребенок искал спрятанный предмет, остальные дети хлопками в ладоши или звоном погремушек сообщали, как близко (далеко) он подходит к искомому предмету. Постепенно дети овладели навыками плавного, постепенного перехода силы звука: тихо - средней громкости - громко и наоборот.

Одной из задач, поставленных мною в подготовительном периоде по постановке звуков, входило формирование у детей умения узнавать и различать фонемы. Детям необходимо было осознать собственную речь, ее звуковую сторону. Для этого я специально обучала детей операциям осознанного звукового анализа. Я обращала внимание детей на то, что звуки в слове стоят в определенном порядке, слово состоит именно из определенных звуков, при их замене меняется значение слова. На занятиях, чтобы детям было понятно и интересно, я использовала игры «Волшебный диск», «Найди место звука в слове».

Звуковой анализ, на основе которого формировались умения и навыки опознавания фонем, я проводила в начале работы на материале с правильно произносимыми детьми звуками. После того, как дети научились узнавать звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, я перешла к работе над дефектно произносимыми звуками, опираясь на умения, полученные при работе над правильно звучащими звуками.

Работу по восприятию неправильно произносимых звуков мне пришлось проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления звукового анализа я максимально ограничивала или исключала собственное его проговаривание. С этой целью я ввела карточки-символы для обозначения определенного звука. Эти карточки - символы мы и использовали, когда работали над звуком, который ребенок произносил еще неправильно. Ему необходимо было только указать на картинку, когда требовалось выделить данный звук из ряда звуков, слогов, из слова. С этой же целью я использовала цветовой сигнал в виде желтого или синего цветочка. Я знала, что в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежит отработка гласных и согласных звуков и развитие умения

дифференцировать звуки по их основным артикуляционным или акустическим признакам.

Работа над звуками, несмотря на сформированность артикуляционной базы, продолжалась мною в плане осознания звуковой стороны языка. Я знакомила детей со звуковой стороной слова, формировала умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги. Для того, чтобы ребенок вслушался в слово, я использовала игры: «Украсим елочку», «Кто в поезде едет», «Соберем вещи в чемоданы», «Скажи правильно», «Разложи по вазам». Это помогло детям освоить правильное звукопроизношение, произвольно управлять своим артикуляционным аппаратом, четко дифференцировать сходные и смешиваемые звуки.

Обучая детей ориентироваться в звуковой стороне слова, я готовлю детей к усвоению грамоты и письменной речи. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон речи, языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (монологической и диалогической). В работе с детьми я учитывала, что важнейшим компонентом успешной работы по овладению ими грамотой является сформированность фонематического восприятия. Последовательно работая с детьми, я заметила, что навыки звуко-буквенного анализа, упражнения по анализу и синтезу, сопоставление сходных и различных признаков звуков способствуют закреплению навыков произношения, является базой для подготовки к обучению грамоте, усвоению сознательного чтения и письма. В основе овладения чтением и письмом лежат такие операции, как восприятие звуков речи, их различение, правильное произнесение, установление последовательности.

В результате, дети, посещающие группу компенсирующей направленности, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, преобразовывать устно слова близкого звукового состава, членить предложения на слова.

Я считаю, что все это позволяет приступить к обучению грамоте в сроки более ранние, чем это предполагается «Программой.». Навыки речевого анализа и синтеза будут углубляться и совершенствоваться в процессе дальнейшего изучения звуков и букв. Все это подготовит необходимую основу для успешного обучения детей в школе, предупредит возможность возникновения ошибок при письме и чтении, обеспечит правильное звукопроизношение. В этом так же помогает «Программа по подготовке дошкольников к обучению грамоте» Колесниковой Е. В. и «Рабочие тетради по обучению грамоте» Коноваленко В. В., которые я успешно использую в работе.

Список литературы:

1. Е. В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» учебно-методическое пособие к тетради «От слова к звуку», Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.

2. Е. В. Колесникова «От слова к звуку» рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.

3. Н. В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников» Санкт-Петербург. ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2020

4. Максаков А. И., Тумакова Г. А. «Учите, играя», Москва, Мозаика_Синтез, 2016.

5. Н. В. Нищева «Секреты развития фонематического слуха с 4 до 7 лет», Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2019.

6. О. И. Крупенчук «Игры со звуками и буквами для дошкольников» Издательский Дом «Литера» 2020.

7. Праведникова, Беловолова «Развитие фонематического слуха и слухового восприятия» Феникс 2019.

8. Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» учебно-методическое пособие к рабочей «Раз – словечко, два – словечко», Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2018.

9. Е. В. Колесникова «Раз – словечко, два – словечко» Москва. БИНОМ. лаборатория знаний. 2018.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение развития фонематического восприятия и слуха в группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 11:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД