Нина Меньшикова
Знакомим детей с человеческим организмом. Дидактические игры и упражнения
«Чем люди отличаются друг от друга». Задачи: 1. Закреплять представление о том, что люди отличаются ростом, цветом, формой глаз и цветом кожи, волос, овалом лица, формой губ, полом, возрастом. 2. Уметь находить и называть отличие. 3. Развивать внимание, зрительное восприятие, умение сравнивать. 4. Формировать интерес к отличительным особенностям сверстников. Оборудование: фотографии, вырезки из журналов с изображением лиц людей с внешним различиями, одной или разных национальностей (в полный рост, разного пола, возраста, фишки. Ход: Воспитатель предлагает детям устроить соревнование на самого внимательного. Дети должны найти как можно больше отличий при сравнении двух сверстников или фотографий людей одной или разных национальностей. Выигрывает тот, кто получит больше фишек. При сравнении сверстников воспитатель предлагает назвать отличия сначала с визуальной, а потом без визуальной опоры.
Публикация «Знакомим детей с человеческим организмом, Дидактические игры и упражнения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
«Найди сходства»
Задачи:
1. Уточнять знания об отличительных особенностях внешнего вида сверстников в группе ДОО.
2. Учить отгадывать по описанию или картинке-шаблону, о ком из сверстников идёт речь.
3. Развивать внимание, память.
4. Формировать интерес к сверстникам.
Оборудование : картинки-шаблоны с изображением губ, глаз, носов, овалов лица, причёсок разных форм и цвета. Ход: Воспитатель предлагает поиграть в игру-загадку. Он будет описывать какого-нибудь ребёнка, а дети должны отгадать, о ком идёт речь. Затем воспитатель показывает один из шаблонов, а дети должны найти, кому из них он больше подходит. Загадку может загадать и ребёнок, а остальные дети отгадать. После отгадки проверяют, правильно ли описание, подходит ли оно конкретному ребёнку, о каких особенностях внешнего вида не было сказано в загадке. Ребёнок, описавший сверстника наиболее подробно, получает звание и отличительный знак главного художника.
«От младенца до старика» Задачи :
1. Закреплять общие представления обо всех возрастных периодах человека : детстве, юности, зрелости и старости.
2. Учить находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни.
3. Развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие, умение сравнивать, речь.
4. Формировать самосознание. Оборудование : фотографии людей от младенческого возраста до старости, семейные фотоальбомы детей.
Ход : Воспитатель предлагает детям прокатиться в машине времени. Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет. Затем отправиться в прошлое, найти свои фотографии в младенческом и раннем возрасте, разложить их в последовательности от самой ранней. Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Рассказать об отличиях людей разного возраста. Дети могут получить одну из фотографий, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях своего возраста.
«Человек с животное»
Задачи:
1. Закреплять понимание гомологичности органов людей и животных : руки и ноги равноценны лапам животных, волосы – шерсти и т. п.
2. Учить видеть сходство в строении человека и животных, уметь называть, в чём оно выражается.
3. Развивать наблюдательность, память, речь, умение сравнивать, обобщать.
4. Формировать экологическую культуру. Оборудование: картинки с изображением млекопитающих.
Ход: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с изображением животного, хорошо его рассмотреть. Затем «волшебной палочкой» «превращает» детей в животное, которое они выбрали. Предлагает отправиться в удивительный мир животных. Говорит о том, что между человеком и животными очень много общего. Но знают ли это сами животные? Называет часть тела или орган человека, а дети в образе животного должны ответить, есть ли это у них. Даёт образец ответа. Воспитатель: у меня есть голова, а у вас?
Ребё нок: Я – Лев. У меня тоже есть голова.
Воспитатель: У меня есть две руки и две ноги, с помощью которых я могу всё делать: ходить, бегать, прыгать, лазать.
Ребё нок: Я – кошка. У меня есть передние и задние лапы. Я могу ловить передними лапами мышей, катать клубочек, что-то подвинуть к себе, а на четырёх лапах бегать, прыгать, лазать.
За каждое правильное сравнение ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто найдёт больше сравнений.
«Мальчики и девочки».
Задачи:
1. Закреплять понимание того, что пол необратим, что мальчики будут папами, а девочки мамами, что люди разного пола отличаются друг от друга.
2. Учить находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности.
3. Развивать умение сравнивать, обобщать речь, внимание.
4. Формировать любознательность.
Оборудование: картинки с изображением детей и взрослых разного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятельности; картинки с изображением женской и мужской одежды, предметов деятельности.
Ход: Воспитатель предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определённого пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды, игрушки, рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает группа, выполнившая задание быстрее и правильнее.
Далее воспитатель группирует картинки, специально делая ошибки: дети должны их увидеть и назвать (например, к картинке с изображением мужчины подбирается женская одежда, к мальчику – кукла и т. п.)
«Что могут руки».
Задачи:
1. Закреплять действия, которые можно совершать с помощью рук.
2. Уметь быстро находить вариант ответа.
3. Развивать память, быстроту реакции, точность броска, ловкость при принятии мяча, глагольный словарь, выразительность движений.
4. Формировать честность при выполнении правил игры.
Ход: Дети образуют круг, воспитатель находится в середине круга, бросает по очереди мяч каждому ребё нку и говорит: «Наши руки не знают скуки. Они могут…». Ребёнок, поймавший мяч, должен быстро назвать действие, которое можно сделать руками, не повторяя то, что сказал предыдущий, и изобразить его. Проигрывает тот, кто не сумел быстро и правильно выполнить задание.