Лучший педагог года

Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»

Александра Веремеенко
Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»

Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»

Содержание работы:

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Публикация «Знакомство дошкольников с „Конвенцией о правах ребенка“» размещена в разделах

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Основные признаки, представляющие содержание понятия «гражданственность» имеют некоторые закономерности, связи, вскрывают их сходства и различия, что позволяет объединить их в систему, а также определенным образом структурировать, интегрировать.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОГО ВОСПИТАНИЯ

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу учреждения по правовому воспитанию;

Принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, с учетом каждой возрастной группы. Он указывает на разно уровневую включенность в правовое воспитание детей, семьи и ближайшего окружения.

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей и их ценностных установок, ориентированных на правовые нормы поведения.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

ЦЕЛЬ

правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами.

Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

• утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;

• создание и обеспечение реализации в решение правовых проблем;

• воспитание детей в духе уважения законности, нормам общественной жизни, создание условий для обеспечения реализации прав ребенка;

• формирование активной социальной позиции, умение разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, произвольно контролировать свое поведение и управлять им.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.

Новое время требует от нас содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы, прежде всего, обращены к взрослым.

Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами : на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.

Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются :

• Декларация прав ребенка (1959).

Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

• Конституция Российской Федерации.

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

• Семейный кодекс Российской Федерации.

• Уголовный кодекс Российской Федерации.

• Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.

• Устав учреждения.

• И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

Ответственность за функционирование системы правового воспитания лежит на дошкольном образовательном учреждении, что не снимает ответственности и с родителей.

Достижение заданного уровня эффективности и результативности функционирования системы правового воспитания достигается совокупностью определенных условий и разносторонним обеспечением, которое необходимо учитывать в практической деятельности.

Педагогическое и методическое обеспечение предполагает планирования работы с детьми, сотрудниками и родителями, использование всего многообразия педагогических форм, средств, методов и приемов работы с учетом особенностей той или иной категории; передового и зарубежного педагогического опыта; методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности ребенка. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки педагогов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи правового воспитания детей.

Содержание управления системой правового воспитания включает : анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса правового воспитания в учреждении; определение и постановку текущих и перспективных задач; обоснованное планирование правового воспитания; мониторинг состояния действенности работы и систематическое информирование педагогов и родителей о ходе реализации задач правового воспитания; своевременную корректировку системы воздействий и обеспечение субъектов правового воспитания прогрессивными методиками и технологиями работы с детьми и родителями.

В современных условиях для управления системой правового воспитания, реализации общей стратегии в этой сфере деятельности необходимо создание творческих групп. Их состав и полномочия определяются соответствующими положениями. Творческие группы разрабатывают перспективные планы работы с детьми и родителями и организуют их выполнение; осуществляют координацию деятельности педагогов и родителей по поддержке и выполнению мероприятий правовой направленности.

Среди множества условий, которые позволяют наиболее результативно формировать правовую культуру одно из важнейших - умение педагогов управлять процессом воспитания детей дифференцированно на диагностической основе с учетом их индивидуально-возрастных особенностей и строить взаимоотношения взрослых и детей на нравственно-правовой, педагогической основе.

Оценка результативности правового воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, т. е., включает целенаправленность процесса и его системный характер; обоснованность методов и использование современных технологий. Основным критерием результативности является уровень сформированности правой культуры как одной из характеристик личности, проявляющейся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно - значимом поведении и деятельности детей.

Ведущими показателями качественного анализа сформированности правовой культуры у дошкольников являются когнитивно-познавтельный, мотивационно- ориентировачный и поведенческий компоненты. В своем развитии все они тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценивать результаты правового воспитания детей.

Построение процесса правового воспитания, таким образом, позволяет прогнозировать его эффективность.

Формы работы:

Сентябрь.

• Совместное творчество детей и родителей - рисунок «Школа».

Родительское собрание: «Ваш ребенок скоро пойдет в школу». (С выступлением учителя начальных классов) .

• Анкетирование родителей - входное «Знаете ли вы права ребенка (приложение).

Октябрь.

Занятие: «Наши права».

• Интервью детей «Это я!» (приложение).

Занятие: «Я самый-самый!».

Ноябрь.

• Анкетирование детей «Моё имя» в начале работы по теме «Имя» и в конце

• Совместное творчество детей и родителей «Имя моего ребенка».

• Рисование «Моё имя» или «Моя визитная карточка».

Беседы: «Наши фамилии», «Великие тезки», «Имена в названии улиц».

Психологические словесные игры: «Обзывалки», «Назови ласково».

• Сюжетно-ролевая игра «Проверка документов на границе».

• Рисование «Вот какая красивая моя мама».

Декабрь

• Занятие «Я – гражданин России».

Совместное творчество детей и родителей: «Флаг моей семьи»

• Коллективная работа «Герб нашего детского сада».

• Рисование «Герб моей группы».

Январь

• Занятие «Моя семья».

Совместное творчество детей и родителей: «Герб моей семьи».

• Анкетирование детей, для того чтобы понять, кто из взрослых в семье пользуется наибольшим (или наименьшим) авторитетом у ребенка

Февраль

• Занятие «Право на любовь».

• Изготовление книжки – раскладушки «На что похожа любовь?» (используются рисунки детей).

Рисование: «Мой любимый дедушка», «Моя любимая бабушка».

• Разучивание песен и стихов о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах, братьях.

Март

Занятие: «Без семьи нет счастья».

• Дидактические игры

Апрель

• Беседа «Традиции моей семьи».

«Семья глазами ребенка» (буклет с высказываниями детей – "Что такое семья?").

• Анкетирование родителей - итоговое «Знаете ли вы права ребенка.

Май

• Детско-родительская гостиная.

Публикации по теме:

«Конвенция о правах ребенка»«Конвенция о правах ребенка» "Конвенция о правах ребенка" Старшая разновозрастная группа МКДОУ «Народненский детский сад» воспитатель Дементьева Лариса Вениаминовна.

Консультация для родителей «Конвенция о правах ребенка» С рождения: родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отечество.

Деловая игра «Под защитой закона» (конвенция о правах ребенка) Девиз: «Если ребёнок смеётся – значит, мы всё сделали правильно» и иллюстрация Цели: • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о.

Деловая игра «Под защитой закона» (конвенция о правах ребенка) Девиз: «Если ребёнок смеётся – значит, мы всё сделали правильно» и иллюстрация Цели: • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей.

Развлечение «Путешествие с Конвенцией о правах ребенка»Развлечение «Путешествие с Конвенцией о правах ребенка» Развлечение «День матери» «Путешествие с книгой – Конвенция о правах ребенка» Программное содержание: 1. Образовательные: дать детям.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Важная книга «Конвенция о правах ребенка» Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема:«Важная книга - «Конвенция о правах ребенка» Цель:формировать у детей представления.

Мероприятие 1 июня «Конвенция о правах ребенка» — фотоотчетМероприятие 1 июня «Конвенция о правах ребенка» — фотоотчет В нашем детском саду состоялись мероприятия, посвященные Дню прав ребенка: Ребята изучали свои права вместе с нашими педагогами. Узнавали.

Родительское собрание тема: «Я человек — я имею право!» (конвенция о правах ребенка) Задачи: • Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; • Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в.

Занятие по формированию целостной картины мира «Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка» Цель: формирование основ правового сознания у дошкольников. Задачи: Закрепить знания детей о Конвенции о правах ребенка, об основных правах,.

Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка» Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребенка»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 18:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД