МААМ-картинки

Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками

Козина Любовь Витальевна
Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками

В настоящее время, когда ключевым вопросом является улучшение качества образования, проблема ознакомления детей младшего дошкольного возраста с русской народной сказкой – одна из самых актуальных. Именно сказки – это дополнительная помощь в познавательном развитии и формировании речи детей. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Не секрет, что родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. К сожалению, родители меньше стали читать и рассказывать детям сказки. Намного проще купить диск с мультфильмом или игру и оставить ребенка наедине с компьютером. Поэтому воспитательно-образовательную работу по ознакомлению дошкольников со сказками, считаю важной и жизненно необходимой.

Публикация «Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками» размещена в разделах

Основной целью моей работы является разработка разнообразных моделей деятельности детей и взрослых, с использованием интегрированных методов и форм организации образовательного процесса по знакомству детей с русской народной сказкой.

В соответствии с целью выведены и основные задачи работы:

- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста на основе ФГТ;

- обеспечить познавательное развитие детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие любознательности;

- воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

- учить детей участвовать в совместном обсуждении услышанного, эмоционально реагировать на прослушанное произведение, умело сочетать содержание сказки с жизненными наблюдениями, различными видами детской деятельности для постижения детьми окружающего мира.

- вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности, использованию игр-драматизаций.

- приобщать детей к сказкам для создания базовой основы их общей культуры.

- развитие речевой активности и коммуникативных способностей.

В своей работе мы исходили из предположения о том, что если в процессе знакомства с русскими народными сказками использовать многоаспектный подход, то познавательное и коммуникативное развитие детей будет наиболее эффективным.

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки очень прост и поэтому доступен детям. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», как дети замирают, затаив дыхание. Сказка не учит напрямую. Она будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, это конституция нравов и свод законов бытия.

Свою работу по знакомству со сказкой мы выстроили в несколько этапов:

1 Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.

Цели на данном этапе: -учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее;

- вовлекать детей в обсуждение сказки.

Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того, они (в отличие от мультика) позволяют остановить мгновение, еще и еще раз вернуться к любимым персонажам и самостоятельно вспомнить про то, что было в книге. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.

2 Путешествие в музей «Русская изба».

Цели: -познакомить с предметами старины, недоступными для наблюдения в окружающей среде.

В музее мы рассматриваем предметы, которые встречаются нам в сказках : чугунок, ухват, люлька и др.

3 Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.

Цели: -пробудить интерес к родному слову;

- развивать речевую активность, коммуникативные способности.

Для этого брали отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняли по очереди. Вместе с детьми находили выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминали роли всех героев.

4 Театрализованная деятельность.

Цели: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности;

- учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.

Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому в группе мы создали театральный уголок, который постоянно пополняется как различными видами театра (конусный театр, театр масок, театр би-ба-бо, театр картинок, так и различными атрибутами: маски-шапочки, костюмы для ряженья. Дети охотно используют все содержимое театра. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Так как с введением ФГТ игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности мы выбрали:

игровые занятия,

комплексные занятия,

встречи со сказочными героями,

праздники,

самостоятельная игровая деятельность.

Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев мы стараемся включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.

Герои кукольного театра используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Для этого в своей работе мы используем следующие методы и приемы:

Творческие задания: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).

Проблемные ситуации (Почему поссорились лиса и журавль) Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке.

Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)

Игровые задания : - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).

Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».

В процессе ознакомления младших дошкольников с русскими народными сказками, мы решаем задачи следующих образовательных областей:

«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)

«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.

Образовательная область «Коммуникация» - развивать умение, использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, формировать навык связанной речи.

В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Мы обращаем внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы. Привлекаем родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений. Проводим родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, консультации: «Первые книги ребенка», «Приобщение дошкольников к чтению», организуем выставки работ детей и родителей на темы: «Мой любимый сказочный герой», «Зимние сказки».

Мой совет: читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи. 1. Познакомить.

Масленица (презентация о знакомстве детей с русскими народными традициями, праздниками) 1 СЛАЙД Собирайся народ, в гости Масленица ждет! Мы зовем к себе тех, кто любит веселье и смех! 2 СЛАЙД Масленица начинается в понедельник,.

НОД «Колобок». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Колобок» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство с русскими.

НОД «Козлятки и волк». Формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР посредством знакомства с русскими народными сказками Непосредственно образовательная деятельность «Козлятки и волк» Цель: формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через знакомство.

НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами». НОД на тему «Знакомство со старинными русскими инструментами». Задачи: • Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Сценарий НОД в подготовительной группе «Знакомимся с русскими народными инструментами» Сценарий активизирующего общения по художественно – эстетическому развитию («Музыка») в подготовительной группе «Знакомимся с русскими.

Знакомство младших дошкольников с изобразительным искусством Эстетическое воспитание осуществляется во всей работе детского сада. Одним из средств его является изобразительная деятельность. Изобразительное.

Знакомство с русскими народными инструментами 1. Занятие из раздела ЗНАКОМСТВО С Русскими НАРОДНЫМИ ИНСТРМЕНТАМИ. (Гусли, ложки.) Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами.

Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот»Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Русские народные песни: «Ах, вы сени!», «Как у наших, у ворот» рялку продам, ложку продам, гармошку куплю – плясать пойду» В России русские люди много работали, пахали, сеяли, строили дома, шили себе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство младших дошкольников с русскими народными сказками
Опубликовано: 21 октября 2016 в 20:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД