анна студнева
Знакомство с народным календарно-обрядовым праздником «Кузьминки» в подготовительной группе
Цель: Приобщение детей к истории и традициям русского народа, через
знакомство с календарно - обрядовыми праздниками.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с малыми фольклорными жанрами: пословицами и поговорками.
- Рассказать о старинном, обрядовом празднике «Кузьминки».
- Познакомить с традициями, связанными с этим праздником.
Развивающие:
- Развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
Публикация «Знакомство с народным календарно-обрядовым праздником „Кузьминки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища.
- Воспитывать любовь к русским традициям.
Предварительная работа
- Разучивание пословиц, поговорок, примет об осени.
- Разучивание песен, танцев, хороводов.
- Знакомство с предметами традиционного женского рукоделия.
Демонстрационный материал:
- Традиционная тряпичная кукла «Кузьма и Демьян» и «Параскева Пятница»
- вышитые рушники, вязаные салфетки
- Музыкальное оформление: фонограммы с русской народной музыкой.
Зал украшен в стиле русской избы. На столе, застеленной вышитой скатертью лежат предметы рукоделия : пяльца с вышивкой, в небольшой корзинке клубки ниток для вязания, вышитые рушники. В корзинке около печки «гнездо» с «курочкой» и «петушком».
Хозяйка (муз. руководитель) сидит за столом за рукоделием. Слышится стук в дверь.
Хозяйка: Кто там? Заходите, люди добрые, в мою горницу. (входят дети, одетые в русские костюмы). Ой, ребятушки, это вы, проходите, рассаживайтесь по лавкам. Хорошо, что заглянули. Посидим, поговорим да поработаем заодно. На улице уж холодно, последний осенний месяц наступил. Какой? (ответы детей). А в старину его называли грудень – может догадаетесь почему? (дети высказывают предположения). Правильно, ноябрь, месяц студеный (очень холодный с долгими темными вечерами, да грудами замершей земли, не зря его в народе прозвали – «Грудень». Все огородные и полевые работы сделаны, на улице долго не погуляешь в такую погоду, вот и устраивали осенние посиделки, коротали холодные осенние вечера за различным рукоделием да песнями и плясками.
- И сегодня мы устроим такие посиделки. А посвящены они будут ещё одному народному празднику «Кузьминки». Означает он проводы осени и встречу зимы. Жили – были два брата – Кузьма и Демьян. Были они мастерами кузнечного дела, ходили по деревням и помогали в домашних делах, и денег за свою работу не брали, помогали просто так, по доброте своей, поэтому стали называть их «бессеребренниками». За это Кузьму и Демьяна стали считать покровителями кузнечного дела и других ремёсел. Они всегда ходили вместе (показывает тряпичную куклу «Неразлучники»). Вот они наши помощники.
Делали такую куклу на таких же посиделках, но ею не играли, а вешали над рабочим местом на целый год, чтобы дело спорилось
А мы с вами знаем русскую народную песню «Во кузнице». Давайте её споём.
Дети исполняют р. н. п. «Во кузнице» с применением метода боди – перкусии.
Хозяйка: Так как Кузьма и Демьян были еще покровителями ремёсел, давайте поиграем в игру «Гончары». – Кто такие гончары? (ответы детей)
Игра " Гончары"
Дети распределяются по парам – один «горшок», другой «продавец» и стоят по кругу. «Горшок» сидит на корточках, «продавец» стоит сзади. «Покупатель» ходит по ярмарке и выбирает «горшок». Когда выбрал – останавливается около понравившегося, а «продавец» начинает хвалить свой товар. Начинается торговля.
- Почём горшок?
- По денежке?
- Крепкий?
- Попробуй! (покупатель похлопывает «горшок») – Беру!
Продавец и покупатель берутся за руки и говорят:
-Чичары, чичары, рабегайтесь, гончары.
Разбегаются в разные стороны, кто быстрее прибежит к «горшку» и дотронется до него, тот становится новым «горшочком», а кто второй – покупателем.
Хозяйка : На Руси считалось, что с «Кузьминок» начинаются первые морозы. Об этом морозе сохранилось много народных примет. - А вы знаете какие? (Ответы детей).
-Не заковать реку зиме без Кузьмы да Демьяна.
- Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!
- Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!
- Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!
Хозяйка: (показывает тряпичную куклу). Была ещё одна кукла, которая, по народным приметам, была покровительницей женского рукоделия и называли её Параскева Пятница. Рассмотрите, пожалуйста, эту куклу и определите, какую женскую работу оберегала эта кукла. (дети рассматривают куклу, на её руках привязаны пуговички, миниатюрные ножницы, напёрсток, катушка с нитками, кружева – предметы женского рукоделия)
Дети: Она помогала хозяйкам шить, вязать, вышивать.
Хозяйка : Верно, ребята. Эта кукла была символом женского рукоделия. Посмотрите, какие рушники (полотенца) вышивали хозяйки (дети рассматривают узоры рушников, вязаные салфетки, скатерти. А ещё раньше женщины сами пряли, ткали полотно, из которого затем шили одежду. Ну- ка, девочки, покажите, какими пряхами вы сможете стать.
Игра " Кто быстрее смотает клубочек"(играют девочки затем мальчики)
Хозяйка: А еще Кузьма и Демьян в народе назывались кашниками и курятниками, были покровителями кур. На это праздник готовили разные каши с кусочками курицы, устраивали гулянья, с песнями, плясками, шуточными «петушиными боями». Как это было, я вам сейчас расскажу.
Игра «Петушиный бой»
(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.)
Ведущая:
Давай, давай себя испытай!
Слаб ты или селен?
Нам узнать не занятно,
Всем потешиться приятно!
Игра «Петушок» .
«Петух» стоит в кругу. Дети ходят по кругу поют песню:
Трух - трух, трух- трух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит - на весь двор кричит.
Кто услышит – тот бежит.
Петух имитирует крик «Ку – ка – ре - ку» и догоняет детей
Хозяйка : На празднике занимались не только ремеслом да рукоделием, но и пели и водили хороводы. Предлагаю вам завести хоровод.
Дети исполняют хоровод «На горе – то калина».
Хозяйка : Ребята, скажите, что вам запомнилось на сегодняшнем занятии? Как назывался праздник? С какими обрядовыми куклами вы сегодня познакомились? Кем были Кузьма и Демьян? Какие изделия они изготавливали? Какие приметы связаны с этим праздником? Кто был покровителем женского рукоделия? (Ответы детей)
Хозяйка: Ну вот, все песни спеты, игры сыграны, пора угоститься вкусной кашей от наших Кузьмы и Демьяна (Хозяйка угощает ребят кашей)
- Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.
Вот наши посиделки и закончились. (под р. н. мелодию дети выходят из зала)