МААМ-картинки

Знакомство с творчеством Е. Чарушина. Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпа»

Ольга Смирнова
Знакомство с творчеством Е. Чарушина. Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпа»

Цель: Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина.

Задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к миру зверей и птиц.

2. Знакомство с рассказом «Почему Тюпу прозвали Тюпа»

3. Формировать у детей способность замечать яркость цветовых образов в иллюстрациях Е. И. Чарушина.

4. Развивать интерес к книгам.

5. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, умение называть действия персонажей, их настроение и характер, замечать цвет.

Публикация «Знакомство с творчеством Е, Чарушина, Рассказ „Почему Тюпу прозвали Тюпа“» размещена в разделах

Оборудование: портрет Е. Чарушина, книги Е. Чарушина с авторскими иллюстрациями, книга С. Я. Маршака «Детки в клетке»

Ход занятия:

Воспитатель. Сегодня я познакомлю вас с художником и писателем.

Педагог выставляет на мольберт портрет Е. Чарушина.

Воспитатель. Евгений Иванович Чарушин - советский график, скульптор и писатель, в том числе рассказов для детей. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился 29 октября 1901 года в семье архитектора И. А. Чарушина в Ленинграде. Евгений Иванович Чарушин с детства любил рисовать. В 1918 году закончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в штабе Красной Армии Восточного фронта. Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств.

Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзик». Позднее иллюстрировал собственные книги : «Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья», 1938; «Про Томку», 1957. И произведения других авторов, например «Детки в клетке» С. Я. Маршака

В 1930 году начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». При этом продолжал также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Он очень любил рисовать разных животных и птиц.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Е. Чарушин был хорошим анималистом. Наблюдал за животными с детства. Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населен всевозможной живностью. Это был настоящий зоопарк – кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий, лающий. Во дворе жили поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и разные птицы: чижи, свиристели, щеглы. В доме жили кошки, пес Бобка на трех лапах, на окнах стояли аквариумы и банки с рыбками. Кроме того, рядом была мастерская чучельника. Там зверей можно было рассмотреть в состоянии покоя. Е. Чарушин часто бывал в зоопарке, где наблюдал за животными и выполнял рисунки с натуры.

Е. Чарушин иллюстрировал книги и других авторов: С. Я. Маршака, В. В. Бианки, М. М. Пришвина. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С. Я. Маршака.

Воспитатель. Ребята, представьте, что вы превратились в детенышей зверей. Повторяйте за мной слова и движения.

Физкультминутка. Н. В. Нищева «На водопой».

Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу

Звери шли на водопой. друг за другом.)

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно

двигаются вперед.)

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамой белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на выпрямленных

ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают

движения языком – «лакают».)

Воспитатель. Взрослым, в 29 лет Е. Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. В книжках рассказывал про своих домашних любимцев и про зверей живущих в лесу: волчат, медвежат, лисят. Его произведения добрые, простые и правдивые, хорошо понятны детям. Произведения Е. Чарушина относятся к жанру рассказ-быль.

На всю жизнь художник и писатель Е. Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе : «Я очень благодарен моим родителям за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и впечатлительными. И если я сейчас: художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Воспитатель. Послушайте внимательно рассказ Евгения Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой» :

«Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает : «Тюп-тюп-тюп-тюп…»

Трава шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползет, подкрадывается поближе и тюпает : «Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!»

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает.

Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползет Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет – прыг! Как схватит… Да не схватил.

Не дорос еще Тюпа птицу ловить.

Тюпа – ловкач неуклюжий».

Воспитатель. Как вы думаете, кто такой Тюпа?

Воспитатель. Почему котенка так назвали?

Дети. Он смешно тюпал губами, как будто разговаривал.

Воспитатель. Какой Тюпа?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Тюпа любит играть. Какой он?

Дети. Игривый.

Воспитатель. Тюпе все интересно. Какой он?

Дети. Любопытный.

Воспитатель. Объясните словосочетание «ловкач неуклюжий».

Воспитатель. Посмотрите на авторский рисунок и опишите котенка.

Дети. Пушистый котенок, ушки торчком, глаза широко открыты.

Воспитатель. К какому жанру можно отнести это произведение? Почему вы так считаете?

Дети. Это рассказ-быль. Автор рассказывает, что было в жизни.

Воспитатель. Как называется рассказ? Кто его автор? Чьи рисунки в книге?

Воспитатель. Умер Чарушин Евгений Иванович в Ленинграде 18 февраля 1965 года, похоронен на Богословском кладбище. Произведения Е. И. Чарушина любят все дети. Они понятны им. Учат любить волшебный мир зверей и птиц. Вечером нарисуйте забавного котенка Тюпу. Подготовим выставку ваших рисунков и пригласим родителей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина»Фотоотчет о НОД «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. Коровина» Не одно поколение детей выросло на иллюстрациях Ю. Д. Коровина к русским народным сказкам, к произведениям С. Я. Маршака, Дж. Родари, А. Л. Барто.

Фотоотчёт о выступлении цирковых артистов в ДОУ «Клоуны Тяпа и Тюпа»Фотоотчёт о выступлении цирковых артистов в ДОУ «Клоуны Тяпа и Тюпа» Дети всегда рады приезду цирковых и театральных артистов в детский сад. Включившись в процесс,дошкольники начинают отвечают на вопросы героев,.

Проект на тему «Знакомство с творчеством Виталия Бианки»Проект на тему «Знакомство с творчеством Виталия Бианки» Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения. Вид проекта: групповой. Продолжительность:.

Проект в старшей группе «Знакомство с творчеством В. В. Бианки» Проектная деятельность воспитателя Ереминой Ольги Леонардовны Тема: Знакомство с творчеством В. В. Бианки. По продолжительности: долгосрочный.

Проект «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова» Проект «Знакомство с творчеством Н. Н. Носова». Автор: Гулак Е. Н. «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Проект «Знакомство с творчеством В. В. Бианки» Цель проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки. Продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников на.

Знакомство дошкольников с местными поэтами. Литературно-музыкальная встреча «Знакомство с творчеством С. А. Баграмян» Знакомство дошкольников с местными поэтами. Литературно- музыкальная встреча. «Знакомство с творчеством Сусанны Аганезовны Баграмян». Цель:.

Литературная гостиная «Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина»Литературная гостиная «Знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина» ВДОХНОВЕНИЕ – ЭТО УМЕНИЕ ПРИВОДИТЬ СЕБЯ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН. С прошлой пятницы мы начали проводить "литературную.

Конспект занятия «Знакомство с творчеством Бориса Заходера» Здравствуйте, сегодня мы продолжаем говорить о творчестве детского писателя Бориса Заходера. Стихи и сказки Заходера, веселые, умные, ироничные,.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова» Конспект музыкально-познавательного занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Римского-Корсакова».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство с творчеством Е. Чарушина. Рассказ «Почему Тюпу прозвали Тюпа»
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 22:31
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД