Зрение как орган познания окружаещего мира

Марина Антропова
Зрение как орган познания окружаещего мира

Задачи:

1. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;

2. Познакомить детей со строением глаза;

3. Формировать умения самостоятельно делать выводы, умозаключения, используя практическое экспериментирование;

4. Воспитывать чувство сострадания незрячим людям, желание оказать им помощь;

5. Привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

Материалы и оборудование:

- плакат «Строение глаза»;

- плакат «Опасно для глаз»;

- повязка для игры: «Узнай на ощупь»;

- изображение орла и щуки;

- продукты для узнавания на вкус – апельсин, сахар;

- схемы;

- листы бумаги на каждого ребенка, с нарисованными кругами, простые

карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Я очень рада вас снова видеть.

А вы рады нашей встрече? (Да)

Посмотрите, у нас на занятии присутствуют гости.

Я предлагаю и гостям, и ребятам поприветствовать,

друг друга – глазками

- Доброе утро! Кто улыбнулся, глазки откройте и посмотрите!

(У детей на груди таблички с именами, у педагога такая же – перевернута или закрыта)

- Ребята, представьте себе, что мы с вами незнакомы, давайте с вами

познакомимся без слов

- Как мне удалось узнать ваши имена? (прочитала на табличках)

- А вы умеете читать? (Да)

- Прочитайте, как меня зовут?

- Почему вы не можете прочитать? (потому что табличка перевернута)

- А сейчас можно прочитать? (переворачивать табличку)

- Почему вы смогли прочитать? (потому что увидели и прочитали)

- Чем мы видим? (мы видим глазами)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят

Что это?

(Глаза)

Сегодня мы с вами поговорим о глазах

Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

- Ребята, как вы думаете, почему?

(С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов)

Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении,

нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.

- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию 90% об окружающем мире. А остальные 10% процентов разделили между собой другие органы чувств - слух, вкус, обоняние, осязание и сегодня вы в этом сами убедитесь.

- Хотите узнать тайны наших глаз? (Да)

Все мы конечно слышали когда – то поговорку: «Глаза – зеркало души»

Это и понятно, ведь глаза – важнейшие органы чувств.

- Что можно увидеть в глазах? (боль, радость, тоску, гнев)

Да любое переживание непременно отражается в выражении глаз, во взгляде человека и по глазам можно узнать настроение человека и даже характер (добрый он или злой, хитрый)

Вывод: глаза выражают настроение

Так зачем человеку глаза? Может нам хватит одних ушей?

Катя, подойди сюда.

(Педагог завязывает ей глаза)

Скажи, что я держу в руках?

(Катя не знает)

А что я делаю?

(взмахивает рукой, берет книгу, накидывает на шею косынку)

- Теперь сними шарф и скажи: Что я делала?

(Ребенок этих движений не видит и ничего о них не может сказать)

Давайте еще посмотрим, можем ли мы обойтись без глаз? Давайте поиграем, встаньте врассыпную на ковре.

А Ване завяжем глаза и попросим пройти его от шкафа до двери, обходя товарищей.

(Ваня натыкается на своих товарищей, даже если постарался запомнить их расположение)

Вывод: глаза обязательно нужны человеку, чтобы все видеть

Наблюдение за движением глаз

Ребят, повернитесь друг к другу лицом. Сидящие справа выполняют задания, которые я буду давать; сидящие слева будут наблюдателями, они следят за глазами своих товарищей.

Задания такие: (посмотрите вверх, вниз… на окно, на дверь – не поворачивая головы)

- Наблюдатели, что вы заметили?

(что глаза двигаются)

Поменяемся местами. А теперь очень трудное задание: попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся налево, а другой направо. Наблюдатели внимательно следите за своими подопытными.

(дети пробуют, у них не получается)

- Что можно сказать о движении обоих глаз?

(они движутся одновременно)

Вывод: Движения глаз обеспечивают мышцы, которые соединяют их с костями черепа. Как правило, мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно движутся: моргают и поворачиваются.

Ребята, а вы когда – нибудь задумывались над тем, зачем нам два глаза?

(высказывания детей)

Давайте закроем один глаз рукой. Вам что – нибудь видно? (Да)

Тогда зачем нам все – таки два глаза, ведь вы только что сказали, что хорошо видно и одним глазом. Давайте сядем за столы и проверим, легко ли выполнять задания, если один глаз закрыт? Посмотрите, перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором нарисованы круги. Возьмите карандаш и поставьте точку в центре круга

(дети выполняют)

А теперь закройте себе один глаз рукой и поставьте точку в центре второго круга. Посмотрите, когда центр определен более точно?

(когда выполняли задание двумя глазами)

Вывод: Зачем нам два глаза? (чтобы они помогали друг другу)

Ребята, выходите на коврик и послушайте загадку:

Под дугами, под дугами

Ходят яблоки с кругами

- Что похоже на дуги на лице человека? (Брови)

- А что же это такое «яблоки с кругами»? (Это глаза)

Смотрите на этот плакат: «Строение глаза». За то, что глаз круглый и плотный его и назвали глазным яблоком. Видите в глазном яблоке есть белая оболочка, называется она – роговица. А середина глаза уже не белая, а окрашенная – это радужка. Именно она делает глаза голубыми, серыми, карими, зелеными. Поэтому, благодаря радужной оболочке – глаза у людей бывают разного цвета.

Теперь, внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть это небольшая точка? Как она называется? (зрачок). Через зрачок в глаз попадает свет. Пройдя через зрачок, луч света попадает в плотное прозрачное тельце, которое называют хрусталик. Хрусталик фокусирует свет и подает его на сетчатку. Таким образом глаз видит.

- А как вы думаете, для чего нам нужны брови?

(различные ответы детей)

- Правильно, и для красоты, для удобства.

Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей.

(показать на плакате)

Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко.

(показать на плакате)

Если же в опасной близости от глаза появится какой – нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Посмотрите!

(Воспитатель неожиданно взмахивает ниточкой перед глазами детей)

- Что случилось с вашими глазами?

(дети рассказывают о реакции глаз)

Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Природа позаботилась о безопасности глаз, спрятала их в углублении черепа и снабдила веками которые закрываются, когда глазам грозят ветер, пыль, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слезы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда все же иногда попадают.

В слезной жидкости есть даже вещество, которые убивает микробы.

На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют смелыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире. Для незрячих людей созданы специальные книги, которые они читают при помощи рук. Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь?

(можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить в магазине хлеб, купить в аптеке лекарство и т. д.)

Вывод: Незрячим людям тяжело в жизни – им нужно помогать, не смеяться, не толкаться, потому что зрение – наиболее важный орган человека в познании мира.

Для того, чтобы надолго сохранить хорошее зрение, надо очень внимательно относиться к своим глазам, нужно им давать отдых.

Гимнастика для глаз

- Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

- Во вторник часики – глаза,

Водят взгляд туда – сюда

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем

1,2,3,4,5 – будем глазки открывать

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

- По четвергам мы смотрим вдаль,

Но нам времени не жаль

Что вблизи, и что вдали –

Мы рассмотреть должны.

- В пятницу мы не зевали,

Вместе круг мы обежали

Остановка – и опять

В другую сторону бежать.

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать.

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Давайте послушаем загадку.

Это животное, его тело покрыто перьями. У него есть крылья. Высиживает птенцов из яиц.

(ответы детей)

- Сейчас ответ на загадку будет на картинке

(показывает изображение орла)

- Почему вы не смогли отгадать загадку сразу?

(ответы детей)

- Сейчас следующая загадка

(показывает изображение щуки)

- Почему вы так быстро отгадали эту загадку?

(увидели)

- Так права ли русская пословица:

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

- Вы слышали такое выражение:

«Глаз, как у орла!»

- Почему так говорят?

(значит у человека хорошее зрение)

Действительно, птицы видят корм с высоты, хотя жертва очень маленькая, например (мошка). Обратите внимание глаза рыбы расположены по бокам головы.

- Почему?

(глаза помогают рыбам спасаться от врагов, рыба видит сразу три картинки: спереди, слева, справа.

- А животным для чего зрение?

- Есть ли животные, которые могут обходиться без зрения (крот)

- как же он ориентируется в темноте?

Добывает себе пищу?

(крот слепой, поэтому живет под землей в полной темноте и видеть ему нечего. Он ориентируется с помощью слуха и обоняния, которые у него хорошо развиты. Крот за несколько метров, слышит, как ползет червяк)

Есть животные, которые обходятся без зрения, а есть те, которым оно просто необходимо.

- Что произойдет с тем животным, которое вдруг потеряет зрение?

(оно погибнет, если ему не помочь)

Вывод: Зрение всех живых существ зависит от среды в которой он живет.

А можно ли познавать мир людям, не имея глаз? Давайте проверим. Сядем за столы.

(Девочки садятся напротив мальчиков, угощение лежит под салфетками, на середине столов (апельсин, наколотый зубочисткой, девочки закрывают глаза, мальчики берут угощение и дают девочкам понюхать кусочек апельсина на зубочистке)

- Чем вас угощают мальчики?

- Как вам удалось узнать?

(при помощи запаха)

Предлагаю съесть апельсин

- Сейчас мальчики закроют глаза, а девочки будут их угощать. Педагог предлагает сначала понюхать, а потом, не открывая глаз, попробовать угощение.

- Чем вас угостили девочки?

(сахаром)

- Как вам удалось узнать?

(попробовали с помощью вкуса)

А теперь выйдите из – за стола, снова закройте глаза и выполните мое задание.

- Подойдите, пожалуйста ко мне

- Как вам удалось узнать, где я стою?

(с помощью слуха)

А сейчас поиграем в игру: «Угадай – ка!»

(одному из детей завязываю глаза, он должен узнать своего товарища на ощупь, не снимая повязки с глаз.

- Как тебе удалось узнать друга?

(с помощью рук)

Значит: только ли с помощью зрения человек познаёт мир?

(нет)

Человек может познавать мир с помощью слуха, запаха, вкуса, рук.

- Запомните правило:

- Уши, носик и глаза помогаю нам всегда!

Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды…если о них плохо заботятся.

Есть такие старые стишки:

«Бойся острых палок лыжных…

нету глаз в запасе лишних».

(показать плакат: («Опасно для глаз»)

В результате чего может испортиться зрение? Я приготовила схемы:

- Что означает крестик в углу?

(Запрет на то, что может ухудшить зрение)

- Что обозначают остальные схемы?

(То, что поможет нам сохранить хорошее зрение)

Ребята, а как вы заботитесь о своих глазах? Какие правила по охране зрения надо выполнять:

- Нельзя тереть глаза грязными руками.

- Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

- Нельзя долго играть в компьютерные игры.

- Нужно оберегать глаза от попадании едких и опасны жидкостей.

- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов

- Нужно есть продукты с витаминами.

(морковь, чернику, лук, петрушку, помидоры, красный перец, шиповник)

- Нельзя читать лежа.

- Глазам нужно давать отдых.

- Нужно гулять на свежем воздухе.

Молодцы, вы все правильно поняли, если вы будете выполнять правила по охране зрения будим надеяться, что с вами ничего плохого не случится.

Публикации по теме:

Беседа с детьми. Тема: «Чтобы глаза видели». Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. ночью лучше всех видит.

Мастер-класс воспитателя Назаровой И. И. Тема: «Угадай предмет» с участием куклы Груни» Мастер – класс воспитателя Назаровой И. И. Тема ««Угадай предмет» с участием куклы ГРУНИ» Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь,.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Зрение как орган познания окружаещего мира
Опубликовано: 4 февраля 2013 в 10:40
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...