Папки-передвижки

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»

Ирина Юрьевна Молокова
Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»

Урок чтения в 1 классе.

Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные:

• познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;

• научить составлять и читать слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

• корригировать и развивать фонематический слух учащихся;

• развивать артикуляционный аппарат учащихся;

• развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».

Воспитательные:

Публикация «Урок чтения в первом классе „Звук и буква З“» размещена в разделах

• воспитывать интерес к предмету.

Оборудование

Буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание благоприятного психологического настроя обучающихся на работу

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

II. Изучение нового материала

1) Артикуляционная гимнастика. а) разминка: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям

б) Сладкое варенье.

в) Упражнения для развития четкости произношения:

Произносить слоги в которых согласные длятся долго, а гласные - коротко, при резком опускании нижней челюсти:

-ма -на -ла -ра -за -жа

-мо -но -ло -ро -зо -жо

-му -ну -лу -ру -зу -жу

-мэ -нэ -лэ -рэ -зэ -жэ

-мы -ны -лы -ры -зы –жы

Произносить слоги со звуком "Й", где гласный звучит кратко, а звук "Й" долго:

аЙ, яЙ, оЙ, ёЙ, уЙ, юЙ, эЙ, еЙ.

Произносить слоги в которых ударение на второй слог:

-маМА -наНА -лаЛА

-маМО -наНО -лаЛО

-маМУ -наНУ -лаЛУ

2. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала

а) сообщение темы урока Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым звуком [з] и буквой «з»

б) Выделение нового звука из слов. Анализ звука.

= Игра «Доскажи словечко»

Много бед таят леса, Просыпаюсь утром рано Волк, медведь там и лиса! Вместе с солнышком румяным, Наш зверек живет в тревоге, Заправляю сам кроватку, От беды уносит ноги! Быстро делаю… (зарядку) Ну-ка быстро отгадай-ка, Как зверек зовется?. (зайка)

- Сравните слова отгадки. Что их объединяет? (они начинаются на звук [з])

= Прослушать стихотворение А. Барто.

Какой звук часто в нем слышится?

Проговорить стихотворение, отхлопывая каждый слог.

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

= Демонстрация иллюстрации. (Замок)

• Какой первый звук в слове «замок»?

• Какое место в слове он занимает?

• Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [З]

= АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [З] символ звука : муха бьется в стекло: ЗЗЗЗЗЗЗ

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

— холодный воздух идет по центру язычка;

— горлышко «работает».

• Произнесем звук [з] хором, по одному.

Звук [з] обозначается буквой З. Рассмотрим букву З.

= Знакомство с буквой «З»

Демонстрация картинки

К нам однажды на козе Вымя вымыла водой.

Прискакала буква "Зэ". У козы большой удой.

Буква "Зэ" козу кормила, Баночка готова

Буква "Зэ" козу поила, Молока парного.

= Демонстрация картинок – забор, замок, заяц, звезда, звонок, зебра, земляника, зеркальце, змея, зонт, зубы, замок, зима, завод (Выборочно)

Фронтальная работа. Называние предмета, выделение звука [З] в слове, характеристика звука.

= Определи место звука [З] в словах :

Зефир, заяц, музыка, таз, водолаз, коза, вокзал

Физминутка

На зарядку солнышко Опускаем руки мы На "четыре" и на "пять"

Поднимает нас. По команде "два" Станем дружно мы скакать

Поднимаем руки мы Соберем в корзинки мы Ну, а по команде "шесть"

По команде "раз" Ягоды, грибы Всем за парты тихо сесть!

А под нами весело Дружно наклоняемся

шелестит трава По команде "три"

- Работа в тетрадях.

= Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З]» :

з, м, б, в, з. ; за, ба, га, зы. ; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.

III. Закрепление материала

а) моделирование буквы – выкладывание буквы из счетных палочек.

б) Работа с Букварем

Разбор слова «ЗАМОК», Выделение и характеристика звука [З].

• Кружком какого цвета обозначен звук [З]? Почему?

б) Работа с кассой букв.

Нахождение в кассе букв буквы З, выкладывание буквы. Работа проводится индивидуально и фронтально.

г) Подготовка к чтению слогов. Речевая разминка (чистоговорки).

За-за-за — вот идет коза.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Зы-зы-зы — нет козы.

Зя-зя-зя — мы видели язя. Зи-зи-зи — резину привези.

д) Чтение слогов по Букварю. Составление и чтение слогов по кассе букв.

З-з-з-з за зо зу зы

е) работа с предметными картинками «комары» «замок» «Захар» «роза»

ж) звукобуквенный анализ слов «замок», «Захар», «роза»

и) чтение текста и рассказа «Роза» учителем

За-хар за-мок ро-за за-мок за-пах ро-за за-но-за

Роза. Ли-за у ро-зы. У ро-зы хо-рош за-пах. У ро-зы ши-пы. У Ли-зы ра-на. У Ли-зы за-но-за.

- повторное чтение слов учениками (жужжащее чтение)

- повторное прочтение слов учениками (по указанию учителя) с отслеживанием текста

Физминутка

Упражнения для глаз

Чтоб глаза твои зорче были, Вправо, влево побыстрей.

Чтоб в очках тебе не ходить, Удивимся – что такое?

Эти легкие движенья И закроем их скорей.

Предлагаю повторить. А теперь по кругу быстро,

Вдаль посмотрим и под ноги, Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

4. Подведение итогов урока

• Какой звук мы изучали на уроке?

• Придумайте слова с этим звуком.

• Какой это звук?

• Почему?

• Кружком какого цвета мы будем его обозначать?

• Найдите в кассе букв и покажите букву, которой обозначают звук [З].

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Шш» .

Мастер класс «Звук и буква Д, д» Конспект мастер-класс в подготовительной к школе группе «Смородинки» МБДОУ д/сад «Малыш» Тема «Буква «д» и звук «д» Форма проведения мастер.

НОД по обучению грамоте «Звук [У]. Буква У» Цели:Закрепление знаний о механизмах организации звука (у).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (у).Совершенствование.

НОД по обучению грамоте «Звук [О], буква О» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (о,о понятиях "гласный звук,буква. Совершенствование подвижности органов артикуляционного.

НОД по обучению грамоте «Звук [м]. Буква М» Закрепление знаний о механизмах организации звука [м].Активизация словарного запаса на звук [м] по лексической теме "Лес,грибы,ягоды".Знакомство.

НОД по обучению грамоте «Звук [Н], буква Нн» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука[н].Уточнение и расширение словаря по лексической теме "Грибы,ягоды".Употребление.

НОД по обучению грамоте «Звук [б] буква «Б» Закрепление знаний о механизмах организации звука [б].Активизация словарного запаса на звук [б] по лексической теме "Дикие животные".Закрепление.

НОД по обучению грамоте «Звук [п], буква П» .

Звук и буква О - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас в гостях ваша знакомая, Совунья. Она приготовила для вас свои хитрые задания. Сможете ли вы справиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»
Опубликовано: 9 марта 2016 в 17:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД