Получи документы

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»

Наталья Петрыкина
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»

Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, где основное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наша геометрия – это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов

Публикация «Теория и методика математического развития, Конспект занятия „Звёздная математика“» размещена в разделах

Цель проекта: Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

Задачи проекта:

• формировать умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам;

• развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств;

• учить составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу;

• развивать математическое мышление, логические мыслительные операции;

• использовать полученные знания в продуктивной деятельности.

Тип занятия: познавательно – исследовательский.

Форма занятия: игровая.

Продолжительность: 35 минут.

Участники проекта: группа детей в количестве 10 человек, воспитатели

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Оборудование и материалы: мяч, набор геометрических фигур, музыкальная фонограмма для физ. минутки, карточки в виде планет солнечной системы, листы бумаги в клеточку, простые карандаши, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Предварительная подготовка: Разучивание движений к физ. минутки «Инопланетяне», тактильное исследование объёмных геометрических фигур, придумывание задач и решения. Просмотр мультфильмов обучающего характера о геометрических фигурах. Чтение сказки Сытовой Н. Б. «Как геометрические фигуры город строили»,коллективная аппликация «Город геометрических фигур».

Методы и приемы: поисковые (моделирование, эксперименты, игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, практические (упражнения, использования занимательного материала (ребусы, лабиринты, наглядный, использование ИКТ.

Структура занятия:

1. Организационный момент (5 минут)

2. Основная часть (20 минут)

3. Физкультминутка (2 минуты)

4. Заключение (8минут)

Ход занятия.

1 этап: 5 минуты

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Дети: да.

Воспитатель: А куда бы вы хотели отправиться в путешествие?

Дети: в Африку к слонам, вокруг света, путешествие по сказкам, один из детей предложил путешествие в космос, все ребята согласились, заявив, что это интересно и увлекательно.

Воспитатель: Отгадайте загадку: «Рассыпался горох на тысячу дорог»?

Дети: Звездное небо.

Воспитатель: Сколько интересного хранят звезды! Как хочется оторваться от земли и пуститься в путешествие к далеким звездам и может быть встретить звездных обитателей.

Воспитатель: загадывает загадку: Ночь приходит – она восходит.

В небе сияет, тьму разгоняет.

Дети: Луна

Воспитатель: У меня есть мечта – слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?

Дети: все хотим.

Воспитатель (руководитель управления полетами): Луна какую геометрическую форму имеет (шар, круг. мяч)

Воспитатель: на какого сказочного героя похож Луна (колобок и т. д)

Воспитатель : Мы полетим туда на космическом корабле, ракете.

На доске рисунок ракеты из геометрических фигур

Воспитатель: дети рисуем ракету.

Из каких геометрических фигур составлена наша ракета (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат).

Чем они похожи, а чем отличаются? (цвет, форма, углы)

Дети, поднимите свой треугольник, затем прямоугольник, потом круг.

Воспитатель: Путешествовать по Луне будем на лунаходе. Экскурсию проведет Лунтик. (на экране Лунтик)

Воспитатель: Дети нам нужно выбрать командира корабля с помощью считалки. Дети говорят считалку и выбирают командира.

Воспитатель : я буду руководитель полетом. Занять места в корабле, надеть комбинезон, шлем, пристегнуть ремни.

Командир из детей: Внимание, внимание. Объявляется трехминутная готовность! Ключ на старт! Начинаем вместе обратный отсчет времени.

Все вместе: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 (дети показывают цифры)

Командир: пуск!

2 этап. (20 минут)

Лунтик: Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами. Посмотрите в иллюминатор, мы видим Солнце. На какую геометрическую форму похоже солнце?

Дети: Шар, круг.

Лунтик: На какую фигуру похоже солнце? (яблоко, мандарин, апельсин).

Лунтик: давайте нарисуем круг и раздели пополам. (дети рисуют)

Лунтик: это полукруг и похож он на месяц.

Лунтик: наш полет продолжается и чтобы вам не было скучно предлагаю игру «Найди себе пару». У каждого из вас геометрическая фигура (половинки круга или квадрата разного размера). Посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (дети ищут свои пары и показывают получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет получившуюся фигуру.

Лунтик: Молодцы! Вот яблоко. Оно целое. Какой фигуркой его можно обозначить? (дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу яблоко пополам. Как половинки можно обозначить? (дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?

Дети: это части.

Лунтик: Мы почти прилетели, но чтобы нам удачно прилуниться нужно решить несколько задач. Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Ребёнок. Условие, вопрос, ответ.

Воспитатель.Сколько чисел, как минимум должно быть в условии задачи?

Ребёнок. Два числа.

Воспитатель. Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?

Ребёнок. Плюс

Воспитатель. А если слово «осталось»?

Ребёнок. Минус

Лунтик:Внимание, внимание! Наш космический корабль идет на посадку! Толчок и мы прилунились (на экран выводит воспитатель луну)

Лунтик : Дети, что на луне вы видите?

Дети: горы.

Лунтик: На какие геометрические фигура они похожи.

Дети: на треугольник. Показывают треугольник.

Воспитатель : на луне кроме гор есть еще кратеры

Воспитатель: Вы узнали героя книги, который побывал на Луне.

Дети: Это Незнайка.

Воспитатель: Лунтик приготовил вам подарки. Это «лунный камень» и вы можете взять его с собой на память о Луне. Камни будете искать в песке, как найдёте, определите на ощупь и не вытаскивая его из песка скажите какой он формы.

Ребёнок. У меня лунный камень в форме шара.

Ребёнок. Я нашёл лунный камень в форме конуса.

Ребёнок. Я нашёл лунный камень в форме цилиндра.

Ребёнок. А у меня лунный камень в форме куба.

Лунтик: Вам пора возвращаться на землю.

Все прощаются с Лунариком. Дети садятся в корабль и отправляются домой.

3часть (2минута)

Воспитатель: физкультминутка

Подними ладошки выше.

и сложи их уголком.

Что же вышло?

Крыша вышла,

А под крышей мы с тобой.

Опустить руки.

Нарисуй квадрат ладошкой.

Ладошками рисовать большой и маленький квадраты

Что же вышло?

Стенка вышла

И окошко нам с тобой.

Вот так дом, хороший дом.

Два хлопка слева, два справа.

Будем счастливы мы в нем.

заключение (8 минут)

Воспитатель: Ребята, выберете фигуры какие вам понравились и покажите. А я попытаюсь объяснить значение каждой.

Дети: Круг.

Воспитатель: круг - самая добрая из всех фигур. Именно он скрепляет коллектив, семью, близких. Это семейная фигура.

Треугольник - сильная личность. Он решителен, энергичен, ставит ясные цели и, как правило, достигает их. Треугольник - очень уверенный человек.

Квадрат. Если вы выбрали в качестве своей основной формы квадрат, то вы - неутомимый труженик! Человек, который любит трудиться.

Прямоугольник. Прямоугольник нередко находится в состоянии замешательства, неопределенности в отношении себя. Он отличается низкой самооценкой, стремится стать в чем-то лучше, ищет новые методы работы, пытается изменить стиль жизни.

Вот и подошло к концу наше путешествие «Звездная математика».С чем мы сегодня работали на занятии?

Дети: с геометрическими фигурами.

Воспитатель: Чему вы научились на занятии? Понравилось ли вам оно? А теперь оцените свою работу на занятии. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите руки вверх, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда опустите руки вниз.

С математикой дружите, знания свои копите. Пусть помогут вам старание, память, логика, внимание.

Список используемой литературы:

1. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: учебное пособие. – СПб: Музыкальная палитра, 2011.

2. Касицына М. А. Дошкольная математика. 1и 2-й год обучения: учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. – М. : Гном, 2004.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : Карапуз-дидактика, 2009.

4. Метлина Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – М. : Просвещение, 1984

5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. : Академия, 2006.

Публикации по теме:

Концепция математического развития в дошкольном образовании Концепция математического развития в дошкольном образовании Стульникова Ольга Геннадиевна, старший воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК».

Конспект занятия по методике математического развития «Помоги Мишке понять, где он» в старшей группе Конспект занятия по методике математического развития на тему: «Помоги Мишке понять, где он» в старшей группе Программные задачи: 1) Развивать.

Методический материал «Теория и методика обучения детей дошкольного возраста взаимодействию и сотрудничеству» МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 378» г. Перми Воспитатель: Балабанова Л. А. Методический материал «Теория и методика обучения.

Методика развития речи 1. Методика ознакомления с книгой. 1. Формы работы с книгой в детском саду. 2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию.

Методика развития связной речи Связная речь-это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Диалог-это чередование говорения одного.

Предметно-развивающая среда. Центр математического развитияПредметно-развивающая среда. Центр математического развития Центр математического развития имеет важные развивающие функции. Задачами центра математики является: целенаправленное формирование.

Презентация «Современные технологии математического развития дошкольников» Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение им.

Консультация для педагога-психолога «Психодинамическая теория детского развития З. Фрейда» . Психодинамическая теория детского развития З. Фрейда. Источником развития личности Фрейд считал врожденные биологические факторы (инстинкты,.

Методика преподавания развития связной речи у дошкольников. Применение схем, моделей, мнемотаблиц для речевого развития Тип проекта: По содержанию: обучающий По числу участников проекта: групповой По времени проведения:.

Книжный уголок. Теория и методика развития речи у детей Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 13:51
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД