МААМ-картинки

Дисциплинированный дошкольник?

30 ноября 2012 в 15:45 - А Ольга Петрова

Нередко слово «дисциплина» вызывает в сознании человека стереотипные картины муштры, наказаний или, по крайней мере, строгости и авторитарности. На самом деле это слово с латыни переводится как «воспитание, обучение».

Но, не зная или забывая истинное значение данного понятия, о дисциплине, как правило, вспоминают тогда, когда поведение ребенка перестает отвечать представлениям и требованиям родителей или воспитателей.

Но цель дисциплины должна заключаться не в наказании за поведение или совершенную ошибку, а в том, чтобы направить действие дошкольника в нужное русло. Основная цель должна заключаться в том, чтобы развить самоконтроль ребенка, сформировать у него нормы этики и морали для того, чтобы в конечном итоге его поведение не шло вразрез с установленными в обществе правилами и стандартами.

Воспитанию дисциплины способствует посещение кружков, секций, различных развивающих центров http:/galchjnok74.ru где занятия с малышами проводятся и в группе, и индивидуально. Например, Детский центр развития Галчонок, который могут посещать малыши уже с 8 месяцев жизни и до самого поступления в школу.


Естественно, механизмы самоконтроля дошкольника изначально не сформированы, и поведение малыша контролирует значимый взрослый. Постепенно ребенок начинает сам сличать свое поведение с общественными нормами, и они входят в его систему самосознания и мировоззрения.

При этом необходимо учитывать, что ни жесткий авторитаризм, ни вседозволенность не являются продуктивными средствами дисциплинарного воздействия в любом возрасте.

В целях дисциплинирования дошкольника можно выделить основные техники:

  • Принудительная (насильственная) дисциплина.

  • Основана на утверждении силы и власти взрослого над ребенком (вербальные угрозы, лишение различных удовольствий, физические наказания). При этом поведением ребенка начинает управлять страх наказания, но не приводит к выработке желательного навыка самоконтроля поведения ребенка как внутренней потребности.

  • Наказание (эмоциональное)- воздействие на эмоции и чувства ребенка (стимуляция вины, насмешки, изоляция, бойкот и т.д.)

  • Индуктивная (ненасильственная) дисциплина, которая ориентирована на побуждение самого дошкольника.

  • Разъясняющая. Эта техника основана на уважении, демонстрации поведения взрослого в качестве образца, объяснения и формирования навыка и умения анализировать и распознавать хорошие и плохие поступки, как в поведении других людей, так и в своем собственном.


Помимо перечисленных, можно выделить также:

  • Корректирующую (реактивную) дисциплину – как реакция на уже случившийся проступок.

  • И профилактическую (проактивную), которая опирается на ожидания взрослого соблюдения установленных правил поведения до совершения дошкольником факта проступка.


Воспитатели в своей работе с целью выработки у дошколят приемлемых социумом норм поведения могут использовать определенные тактики взаимодействия с детьми:

  • Выработка понятных детям правил поведения;

  • Анализ ситуаций и игр с целью разъяснения возможных последствий поступков детей, определение «правильного» поведения в конкретной ситуации, анализ чувств участников ситуации;

  • Опора на положительное в действиях и поступках детей;

  • Моделирование совместной деятельность и игр дошкольников.


И в заключение необходимо добавить, что дисциплина начинается с доверия, с положительного примера самого взрослого. При выборе техники дисциплинарного воздействия необходимо учитывать возраст малыша, адекватность воздействия и понимание того, что как моральное, так и физическое насилие над ребенком не приведет к достижению необходимой цели, а лишь увеличит пропасть недоверия между малышом и взрослым.

Грицкан Ольга Ивановна

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД