Папки-передвижки

Рабство «голубого экрана»

30 ноября 2012 в 15:42 - А Ольга Петрова

«Ах, как хорошо, что есть множество мультфильмов!» - могут подумать родители. Дети часами сидят спокойно перед завораживающим экраном телевизора, давая им возможность сделать долгожданную передышку, побыть в тишине или заняться насущными бытовыми проблемами.

А когда за окном уже далеко не лето, когда с утра моросит надоедливый дождь, а ветер клонит ветви деревьев, даже мысленно пронизывая нас своим холодным воздухом, то просмотр телевизора спасает от необходимости надевать осеннее пальто и идти с любимым чадом на прогулку в парк или просто детскую площадку.

Но действительно ли так безобиден или даже полезен просмотр мультипликационных фильмов для еще неокрепшей психики ребенка? Ответ на данный вопрос не может быть однозначен. Многое зависит от того что именно попадает в поле зрения ребенка, как он это понимает и сколько времени тратит на это.

Результаты исследований социологов и психологов показали, что просмотр современных мультфильмов занимает у детей в возрасте от 3 до 7 лет около 3,5 часов в день, примерно 30% свободного времени дошколят. При том, что Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует проводить максимум 30 минут в день (около 4 часов в неделю)!

Чем же так завораживают мультфильмы детей, какова психология их воздействия?

Современные мультфильмы представляют собой своеобразный калейдоскоп, в котором с большой скоростью сменяются различные яркие зрительные образы и звуковые эффекты. При этом, совершенно не давая дошкольнику возможности осмыслить происходящее на экране. Ребенок является сторонним наблюдателем, который никак не может воздействовать на происходящее, это просмотр ради самого просмотра. Нередко дети не только не понимают то, что говорят «герои» мультфильма – для них это «пустой звук», не улавливают и не воспринимают сюжетной линии, но и усваивают на подсознательном уровне заведомо ложные стереотипы, модели поведения.

Основные механизмы психологического воздействия мультфильмов на психику ребенка можно выразить в трех составляющих – заражение, внушение и подражание.

Каковы же основные отрицательные воздействия просмотра мультфильмов на дошкольников:

  • Не развивается активная внешняя и внутренняя речь ребенка;

  • Происходит переутомление нервной системы малыша вследствие того, что за короткий временной промежуток мозг принимает нереальный поток информации. И тогда он посылает сигналы о перегрузке организма, выражаясь в нервных импульсах и реакциях (гиперактивность, аффекты, тики, энурез и т.д.);

  • Пассивный просмотр приучает ребенка к тому, что можно получать сильные, приятные эмоции ничего не делая. Может развиться аддикция (зависимость от телевизора или компьютера), а в дальнейшем – даже привести к употреблению психотропных веществ;

  • Заменяется ведущий (основной) вид деятельности дошкольника, в которой происходит истинное развитие ребенка, интериоризация культурного опыта и становление его личности в целом – игра на примитивную, бездеятельную трату времени в просмотре телевизора.

Но совершенно неправильно было бы говорить и о том, что мультфильмы оказывают только отрицательное воздействие на ребенка. В работе специалистов, работающих с детьми, мультфильмы помогают в качестве аллегорий, метафор или прямых расстановок, помогающих объяснить дошкольнику в доступной форме множество довольно абстрактных понятий.

Родители также могут воспользоваться положительным потенциалом мультфильмов, объясняя ребенку происходящее на экране, стимулируя мыслительную деятельность малыша вопросами по просмотренному сюжету, проигрывая в ролевой игре запомнившийся или понравившийся эпизод.

Главное условие для получения действительно воспитывающего и развивающего эффекта от просмотра мультфильмов – правильный подбор мультипликационных фильмов, нормированность просмотра и адекватная стимуляция мыслительной активности ребенка.

Грицкан Ольга Ивановна

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД