Папки-передвижки

О детской одаренности

18 июля 2013 в 15:28 - А Ольга Петрова

Нет сомнений в том, что цивилизация движется вперед во многом благодаря исключительно одаренным людям. Проблема одаренности непрерывно находится в центре внимания педагогов и психологов, которые считают важнейшей задачей общества выявление и развитие способностей и талантов у детей. Проблема актуальна, поскольку развитие общества и государства требует от нового поколения высококвалифицированных специалистов, а  формирование творческих наклонностей, как известно, начинается в самом раннем возрасте. Основная ответственность в таком сложном деле ложится на родителей и педагогов. Родители, стремясь создать для ребенка удобные условия жизни и учебы, думают о том, как оборудовать детскую комнату, какую купить детскую одежду  и развивающие игрушки. В череде этих хлопот они однажды обнаруживают у малыша способности к определенной деятельности и становятся «первооткрывателями» одаренности ребенка.

Для того, чтобы многогранно раскрыть детскую одаренность, с тем, чтобы в дальнейшем его талант нашел практическое применение, природных способностей недостаточно. Человек должен получить достойное образование и оказаться в соответствующей социальной среде. Очень важным аспектом в этом вопросе является уверенность человека в том, что его талант непременно будет востребован обществом. Талантливые дети обладают природной мотивацией к познавательной деятельности, потому что они с самого детства занимаются учебой или творчеством не для оценки или какого-либо вознаграждения, а потому, что находят удовольствие в самом процессе занятий любимым видом деятельности. Каковы же основные методы и перспективы психолого-педагогической работы с одаренными детьми?

Проблема одаренности многогранна. Психофизиологическая точка зрения по этому вопросу указывает на признание относительной редкости этого явления. Однако гуманность педагогического подхода обязывает признание одаренности каждого ребенка. Педагогическая сторона проблемы ставит во главу угла познавательную деятельность детей. Широта восприятия мира, острое ощущение происходящих вокруг событий, хорошо развитая речь, огромный словарный запас, стремление к решению сложных задач, - все эти качества и способности являются отличительными особенностями одаренных детей. Большинство из них наделены математическим складом ума, одаренные дети могут концентрироваться на одной проблеме или сложной задаче, умеют и любят учиться, четко осознают все периоды познавательно-учебной деятельности. Это дети с повышенной склонностью к умственной деятельности, они много читают, познают, обладают высокой степенью организованности и поэтому самоуверенны, что нередко порождает неприятие со стороны окружающих.

Однако творческий потенциал, обусловленный наследственностью, не есть показатель творческой продуктивности в будущем. Очень многое зависит от семьи и среды, в которой окажется одаренный ребенок. История помнит многочисленные факты, когда талантливые люди, много сделавшие для науки или искусства «уходили» в узкую специализацию, утеряв многогранность и широту своих способностей.

Задача педагогов – выявить талантливых детей, создать благоприятные условия для их деятельности, устранить причины, которые препятствуют творческому росту. Ведь при отсутствии конкретной цели, возникновении чувства боязни поражения, страха перед успехом и боязни перемен, ярко выраженном стремлении к безопасности творческие способности и таланты станут заглушаться. Талантливые личности отличаются склонностью к игре и импровизации в отношениях, к спонтанным действиям, нередко не совпадающим общепринятым правилам, постоянно ориентированы на новизну впечатлений и отличаются независимостью суждений. Это энтузиасты, часто склонные к идеализации событий окружающего мира.

Такая характеристика далеко не исчерпывает того спектра качеств и черт личности, которые присущи одаренным детям. Однако педагогам и родителям следует помнить, что одаренный ребенок самолюбив и раним, поэтому в общении с ним от взрослых требуется применение не столько своего методического или интеллектуального потенциала, сколько  проявление личностных душевных человеческих качеств.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД