Взаимосвязь моторики и речи

28 октября 2011 в 19:00 - Мойса Татьяна Николаевна

Вопрос качества образования в детском саду всегда волновал учителей – логопедов и родителей.
Как подготовить дошкольника к школе? Как обеспечить полноценное и разностороннее развитие дошкольника?
На эти вопросы трудно ответить однозначно. Труд является ведущей деятельностью взрослого человека. Учебная деятельность является ведущей для школьника, требует от него определенного запаса знаний об окружающем мире, умения планировать свою деятельность, проявлять волевые усилия, проводить мыслительные операции.


Игра - ведущая деятельность дошкольника. Она является прекрасным средством развития разнообразных способностей ребенка. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями и способностями к познанию. Через игры дети упражняются и развивают свои способности в привлекательной для них форме, получают новые знания.


Через игры дошкольники непросто усваивают определенный объем материала, а получают еще и возможность для развития своего внимания, мышления, графических навыков.


Я в своей работе большое внимание уделяю игре, которая влияет на эмоционально волевую сферу человека, развивает умственные способности, таланты детей.


Соответственно, моя профессиональная деятельность, как учителя - логопеда, я считаю, важна для развития полноценной личности. В связи с этим, я определила для себя задачи, которые стараюсь решать со своими воспитанниками:
1. Повышение коммуникативной активности дошкольника;
2. Улучшение речевых возможностей ребенка;
3. Устранение недостатков произношения;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи;
5. Обогащение словаря детей;
6. Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков (т.е. координации движений пальцев рук).


Хочу остановиться на одном из аспектов - это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно: «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев».
Уровень развития речи, мышление и обучение грамоте находятся в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обследование логопедических детей показывает, если даже общая моторика нормальная и даже выше нормы, а развитие движения пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.


Развитый, умный ребенок и неразвитая рука – вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но это не должно быть паникой для взрослых, которые окружают малыша. Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.


В подготовительном периоде нужно проводить ряд упражнений, которые постепенно готовят руку ребенка к письму: упражнять с раскраской, обводить контур предмета, проводить горизонтальную, вертикальную штриховку, рисование линий различного направления, рисование по точкам, дополнение недостающей части предмета, недостающей детали. Эти упражнения ведут к развитию координации движения пальцев.
Пытаясь разнообразить обучающую деятельность детей, мы выкладываем фигуры из палочек, спичек, геометрических фигур. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию и помогает устранению дефектов речи ребенка.
Очень важным во взаимосвязи моторики и речи является использование «пальчиковых игр». Они эмоциональны, увлекательны, помогают развивать речь детей и активизируют моторику рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, умение согласовывать движение пальцев рук с речью. Умелыми пальцы становятся не сразу.


Игры и упражнения, пальчиковые упражнения помогают детям уверенно держать карандаш. Такие игры, как «Домик», «Птичка», «Стул», «Стол», «Фрукты», и др., проводим в течение учебного года. Вся деятельность ребенка в детском саду должна приносить только положительные эмоции, важно учитывать индивидуальные способности и умения малыша.


Нужно верить в ценность личности каждого ребенка, принимать его таким, какой он есть, поощрять, хвалить, доброжелательно и искренне относиться к ребенку. Стремиться к тому, чтобы каждому было уютно, комфортно и интересно.
И, результатом сочетания различных мероприятий будет являться заинтересованность детей в итогах своей деятельности к концу учебного года. У детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас, улучшается чистота речи, ребенок увереннее пользуется карандашом, свободнее владеет письмом.


К выпуску в школу учителя – логопеды помогают детям развить интерес к учебе в школе, знаниям, а также развивать важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.