Занятие «Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»

27 марта 2011 в 20:04 - Светлана Логинова
Конкурс конспектов

Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения

(занятие по ознакомлению детей 5-6 лет с окружающим миром)

 

Цель: 

дать теоретические знания, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками).

 

Задачи:

  • научить детей размножать растения черенками,
  • закреплять навыки ухода за комнатными растениями,
  • развивать умения определять возможные методы и проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно,
  • развивать любознательность, познавательные способности, способности к прогнозированию результатов, речь,
  • воспитывать любовь к природе

 

Оборудование:

  • коробка в виде посылки
  • посадочный материал
  • условные значки
  • таблица с карманами для карточек
  • комнатные растения
  • картограф
  • таз с водой, полотенца
  • карандаши, бумага

 

Предварительная работа:

Знакомство с комнатными растениями, которые есть в группе детского сада (традесканция, бальзамин, хлорофитум, бегония и др.) и их значением для человека. Наблюдения и уход за ними (полив, обрезание пожухлых листьев, обрызгивание, обтирание пыли с крупных листьев). Заготовка черенков традесканции, поставить их в воду за 4-5 дней до занятия. Знакомство с частями растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их значением.

 

Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

- Ребята, нам пришла посылка (воспитатель показывает).

- Попробуйте отгадать, от кого. (Дети отгадывают, воспитатель соглашается со всеми ответами: Возможно... Может быть… И я так думаю…).

- Как можно точно определить, кто прислал нам посылку? (Надо посмотреть на обратный адрес, который указан на посылке.)

Воспитатель читает от кого посылка: «Айболит».

- Хотите узнать, что там лежит? (Да.)

 

Воспитатель достает письмо и читает его:

 

«Здравствуйте, ребята!

Наступила весна, многие растения за зиму ослабли и даже заболели. Поэтому я считаю своим долгом помочь им. Растений очень много и мне одному не справиться. Мне нужны помощники. Вы, ребята, стали старше. Много изучаете растения, и я прошу вас мне помочь. В вашей группе растет много разных растений. Рассмотрите корни, стебли, листья, цветы. Определите, в каком они состоянии. Если им требуется помощь, окажите ее. Большую помощь вам окажет воспитатель. Если сделаете все правильно. Получите подарок.

До свидания! Айболит»

 

- Ребята, поможем Айболиту? (Дети соглашаются).

Дети с воспитателем подходят к столу.

- Вспомните, что необходимо, чтобы растения росли здоровыми. (Почва, свет, тепло, вода).

Дети отвечают и прикрепляют условные значки на фланелеграф («свет» – лампочка, «тепло» – термометр, «вода» – капля, «почва» – коричневый прямоугольник).

- Что мы с вами делаем, чтобы наши растения не болели? ( Поливаем, обрываем пожелтевшие листья, обтираем и обрызгиваем листья, рыхлим землю).

- Давайте теперь внимательно рассмотрим наши комнатные растения. Все ли они чувствуют себя хорошо?

Дети вместе с воспитателем осматривают растения, стоящие на подоконнике. Находят растения с пожелтевшими, пожухлыми листьями, вытянутыми голыми стеблями (традесканция, бальзамин).

 

Дети садятся за столы.

- Почему же так получилось, что наши растения заболели (ослабли, завяли)? Мы ведь ухаживали за ними.

 

Рассказ воспитателя:

- Растение выросли большие, а горшок не изменился. Корням стало мало места в горшке. (Воспитатель показывает корневую систему традесканции). Пересаживать такое растение в другой горшок бесполезно. Поэтому надо посадить новое растение. Для этого обрезают хорошие части растения (стебель и несколько листьев) – черенки. И ставят их в воду.

 

- Как вы думаете, для чего ставят черенки в воду? (Дети высказывают свои предположения: чтобы не завяли, чтобы появились корни и т.д.).

- Мы с вами ставили черенки в воду. Посмотрим, что изменилось. Воспитатель достает черенки традесканции и бальзамина из воды и вместе с детьми рассматривает их. У черенков – корни.

- Можно ли такие черенки посадить в землю? (Да, у них есть корни).

Воспитатель показывает, как посадить черенки бальзамина в землю. Дети стоят вокруг стола и смотрят. Воспитатель показывает черенки традесканции с корнями и без корней.

- Чем отличаются черенки? (У черенков, которые стояли в воде, есть корни, а у черенков, которые только что срезали, корней нет).

- Как вы думаете, можно ли посадить в землю черенки без корней? (Мнения детей могут разделиться).

Воспитатель заполняет картограф, опираясь на гипотезы детей. + ставится, если ребенок говорит «да» - ставится, если ребенок говорит «нет» (Необходимо чтобы свою гипотезу выдвинул каждый ребенок, присутствующий на занятии. В ходе наблюдения за посадками после занятия, дети вместе с воспитателем проверяют свои гипотезы. Кто был прав, а кто нет.)

 

Имя ребенка Гипотеза (+, - )

Саша

Маша

Егор

….

+

-

+

....

 

- Проведем эксперимент.

Дети делятся на 2 группы, в зависимости от гипотезы. На цветочные горшки прикреплены таблички с нарисованными черенками (1 - без корня, 2 - с корнем).

Практическая работа:

1 гр. – сажает черенки с корнем.

2 гр. – черенки без корня.

Дети моют руки.

 

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель рисует на доске, а дети на альбомных листах (все зарисовки условные).

 

  Черенок с корнем   Черенок с корнем в цветочном горшке.
 
  Черенок без корня   Черенок без корня в цветочном горшке.
 

 

- Остальную часть таблицы мы с вами заполним, после наших наблюдений за посадками.

(В результате дальнейших наблюдений дети должны увидеть, что черенки с корнями и без корней прижились и начали расти. Дети делают вывод, что растения можно сажать с помощью черенков, у которых есть корни и без корней.)

- Мы сегодня помогаем Айболиту. Он – доктор. А врачи обычно не только лечат, а еще дают рекомендации и выписывают рецепты. Давайте и мы с вами составим рецепт для наших растений. Вспомните, что вы знаете о бальзамине (традесканции).

 

Дети говорят и заполняют «рецепт» (таблицу) (свет, вода, тепло, солнечные лучи). Если дети затрудняются, помогает воспитатель.

Для заполнения таблицы используются условные значки большого и маленького размера: «вода» – капля, «тепло» – термометр, «свет» – лампочка, «солнечные лучи» – солнце.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Бальзамин любит тепло (большой термометр), много воды (большая капля) и много света (большая лампочка). Но не любит ярких солнечных лучей (перечеркнутое солнце).

Традесканция не любит прямых солнечных лучей (перечеркнутое солнце). Может расти на теневой стороне (маленькая лампочка), в прохладном помещении (маленький термометр), не требует обильного полива (маленькая капля).

 

Вот что должно получиться:

 

услов. знаки
 «свет» - лампочка
«тепло» - термометр
«вода» - капла
«солнечные лучи» - солнце
Рисунок бальзамина
большая лампочка
большой термометр
большая капля
перечеркнутое солнце
Рисунок традесканции
маленькая лампочка
маленький термометр
маленькая капля
перечеркнутое солнце

 

- Пользуясь этим рецептом, подумайте, куда лучше поставить наши растения. (Бальзамин на подоконник, где много света, но нет прямых солнечных лучей. Традесканцию можно поставить в уголок природы, где много света).

- Как будем ухаживать?

 

Итог.

- Как вы думаете, Айболиту понравится, то, что мы сегодня сделали?

- Посмотрите, а в посылке еще что-то есть. Что же это? Удобрения. Теперь мы будем не только поливать, а еще и удобрять наши растения.

- А вот еще подарки всем – раскраски с комнатными растениями. Раскрасьте их так, чтобы было видно, что это здоровые растения. (Дети раскрашивают картинки по желанию - в свободной деятельности или дома. Можно сделать выставку раскрасок.)

 


Литература:
  1. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников:Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996
  2. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки в начальной школе.  (ИПКРО) Петрозаводск 1995

 

Предыдущие статьи:
Новости региона:
Все новости: прочитать >>>

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.