МААМ-картинки

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков у детей

24 октября 2011 в 11:29 -

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством их включения в проектную деятельность.
Н. А. Новикова - воспитатель, МДОУ ЦРР – д/с № 66

Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это естественное состояние малыша, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.
В ХХI веке становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, они необходимы каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. И его развитие в этом направлении можно и нужно начинать с самого детства.


Как же развивать исследовательские способности? Чему учить? Как учить?
Учить этому дошкольников в наших детских садах не принято, поэтому программы и методики такого обучения в готовом виде не найти.
В этой статье я предлагаю собственный вариант решения этой проблемы. Речь идёт о формировании и развитии исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством их включения в проектную деятельность.


Учебное исследование дошкольника, как и исследование, проводимое любым более взрослым исследователем, неизбежно включает следующие основные этапы:

  • - выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • - выработку гипотез;
  • - поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • - сбор материала;
  • - обобщение полученных данных;
  • - подготовку материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет…);
  • - защиту.


Для многих может показаться, что старший дошкольник не способен пройти через все эти этапы. Но если постараться сделать прохождение каждого этапа доступным для дошкольника, то трудностей не возникнет.
Опираясь на труды Сандры Кейплан, Александра Ильича Савенкова, я разработала технологию проведения учебных исследований в детском саду на основе сочетания обучающих, игровых, практических форм работы.


Данная технология позволяет включить каждого ребёнка в собственный исследовательский поиск:

1. Специально – организованные учебно – игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска.
На этом этапе разработала серию учебно-игровых занятий по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, в ходе которых происходит обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
2. Индивидуальная работа с детьми с использованием треннинговых заданий, предложенных А. И. Савенковым.
Для закрепления изученных тем, провожу индивидуальную работу с детьми по развитию умений и навыков исследовательского поиска. На этом этапе, предлагаю детям задания и игры соответствующие теме учебно-игрового занятия;
3. Тренировочные занятия (одно или два) в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные».
Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования и включить ребёнка в собственный исследовательский поиск;
4. Совместная работа воспитателя и детей над коллективным исследовательским проектом.
На данном этапе происходит формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей в процессе реализации коллективного исследовательского проекта;
5. Самостоятельная исследовательская практика детей
На этом этапе происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование, готовить и защищать проект;
6. Участие детей в городском конкурсе «Я - исследователь!»
Развитие интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.


Краткое описание исследовательской работы «Цветочные часы это выдумка или реальность?»:

  • Название   - «Цветочные часы это выдумка или реальность?»
  • Выполнен автором, возраст автора  - Новикова Кристина Евгеньевна, 6 лет
  • Под руководством - Новикова Наталья Анатольевна
  • Исследовательская работа посвящена изучению: Что такое цветочные часы и как они показывают который час?
  • Откуда у вас возник интерес к этой проблеме, вопросу? Увидела в книге «Флора – Винкс» цветочный веночек внутри которого были часы, а рядом портрет седого старичка.
  • Какие гипотезы выдвигали? Цветочных часов в реальности не существует. Ведь у них нет ни стрелки, ни циферблата.
  • Где вы искали информацию для ответа на этот вопрос? Подумала; спросила у родственников, соседей, воспитателей в детском саду; попросила маму прочитать информацию из книг; посмотрела передачу по телевизору о том как цветы раскрывают и закрывают свои бутоны; понаблюдала на даче за цветами в утреннее, дневное и вечернее время; с бабушкой провели эксперимент: рядом декоративным маком установили будильник и фиксировали в альбоме во сколько мак открывает бутон и закрывает; с папой нашли статью в интернете об учёном Карле Линнее, который создал цветочные часы; во время рассматривания цветочных часов на клумбе возле памятника Владимира, спросила о них у цветоводов, которые подсаживали новые цветы.
  • Как вы обобщили полученные данные: Проведя исследование, я поняла, что цветочные часы существуют. Их придумал шведский учёный Карл Линней основываясь на том, что все цветы раскрываются и закрываются в разное время.
  • К каким выводам вы пришли: Цветочные часы в реальности существуют и бывают «природными» цветочными часами и «декоративными» (искусственно созданными руками человека).
  • Оформление результата: Фотографии
  • Текст выступления на Конкурсе в виде: Доклад
Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД