Лучший педагог года

Воспитание экологической культуры на основе представлений о лесе

7 декабря 2011 в 12:09 - Галина Натальченко

«Воспитание экологической культуры на основе представлений о лесе как экосистеме в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Действительно в настоящее время, проблема экологии очень актуальна, как во всей стране, так и в Пермском крае, так как наш край  отнесен к территориям повышенного экологического риска.

Экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности.


Мы  работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Так как у малышей накапливаются эмоциональные впечатления, первые представления о природе, закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру. У детей этого возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам  может помочь «древний источник познания» - природа.


Принятие  министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе» обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Так,  в новом издании программы «Детство», переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями, в основной ее части представлено содержание психолого - педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, в том числе  и в области «Познание», в которой и выделены задачи экологического воспитания:


1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно - исследовательской деятельности;

2. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон.

3. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности  природы, ориентацию  на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов окружения. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность.


Так, одна из главных задач – это знакомство с природой родного края, воспитание осознанно-бережного отношения к природе.


Как показали исследования С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой учитывая особенности дошкольного возраста : формирование представлений об экологических системах и воспитание осознанно – бережного отношения к природе лучше осуществлять  на краеведческом материале. Что и определило актуальность выбора нашей темы.


«Воспитание экологической культуры на основе представлений о лесе как экосистеме».

На выбор темы повлияло и местонахождение  детского сада, он расположен вблизи с лесополосой.

А как известно, экологическая культура ярко проявляется в отношении к естественным экосистемам: лесу, лугу, водоему, где человек находится наедине с природой. Здесь его поведение иное, чем в парке, сквере, он не чувствует за собой контроля со стороны окружающих людей, здесь проявляется истинное отношение человека к природе.

Все вышеизложенное позволило нам определить  цель нашей работы: формирование у детей системы знаний о лесе как экосистеме, воспитание осознано-бережного отношения к природе родного края.


 Выделили следующие задачи:

1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного и животного мира Пермских лесов.

2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства.

3. Познакомить с заповедниками Пермского края.

4. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных (экосистемой), с приспособлением животных к условиям определённой экологической ниши, с взаимосвязью живых организмов цепочками питания.

5. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе.

В начале нашей работы был составлен перспективный план работы по знакомству детей с лесом как экосистемой, о взаимосвязях и взаимозависимостях в ней.

Определены основные темы работы с детьми:

  • «Наш край – лесной»
  • «Кто охраняет лес»
  • «Лес – многоэтажный дом»
  • «Путешествие в заповедники Пермского края»
  • «Лес в нашей жизни»

и другие


Учитывая психологические и физиологические особенности данного возраста, мы включали в наш план разные формы работы с детьми:

- Наблюдения;

- Моделирование, конструирование макетов экосистем из природного и бросового материалов;

- Экскурсии;

 - Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому в своей работе мы использовали много игровых ситуаций, различные виды игр/игры-путешествия, игры-тренинги, дидактические игры;

  - интересной формой работы являются Акции, так мы с детьми провели акцию  «Сохраним ёлку – красавицу наших лесов» Дети нарисовали плакаты, выступали в роли спасателей леса. Сначала мы обошли все группы, дети рассказали о цели своего прихода и познакомили с содержанием плакатов. Ребята призывали всех беречь леса родного края, рассказывали о роли ели, леса в жизни человека и животных.  Интересно было послушать высказывания детей «Деревья растут долго, если мы вырубим леса, то нам и животным будет тяжело дышать, негде будет жить обитателям леса. Срубить дерево очень легко, а вырастить трудно» (Саша З.).  «Нужно беречь бумагу, книги, карандаши и всё, что сделано из дерева, чтобы меньше рубили леса» (Соня С.). «Лес даёт красоту, здоровье, радость и дом животным и человеку» (Миша Д.).

- Рассказы знатоков природы;

- Составление коллективных коллажей;

- Прогулки по территории детского сада;

- Экспериментирование и другие


Задачи решались  как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Но работа не была бы эффективной без участия родителей. Важно давать детям положительные примеры отношения к животным, растениям, поведения в природе и поступков. Предъявлять к детям единые требования в семье и  детском саду. Поэтому нами был организован клуб «Юный эколог», где дети и родители были объединены общими интересами, участвовали в совместных мероприятиях /мастерили кормушки, собирали гербарий, изготавливали книжки – самоделки, провели акцию по защите ёлки – красавице наших лесов, оформляли плакаты…/ Также просили родителей посетить зоопарк, краеведческий музей, Кунгурскую ледяную пещеру, галерею, так как сами не имели возможности посетить эти места. Совместно с родителями организовывали прогулки в лес с целью помочь жителям леса: развешивали кормушки, собирали мусор. Такие мероприятия очень помогают сближению семей. Родители начинают понимать важность таких мероприятий.


В конце нашей работы мы провели диагностическое исследование /диагностическая методика Федотовой А.М./. Мониторинг показал следующие результаты:

· знания детей о лесе как экосистеме, о цепочках питания в ней, о природе родного края и о том кто охраняет лес,  значительно расширились и систематизировались.

· у семилетних детей объем представлений о конкретных растениях и животных уральских лесов конкретизируется и углубляется за счет представлений о том , что в лесу обитает много травоядных животных, мелких и крупных хищников. Эти знания способствуют более осознанному пониманию связей между занимаемым  «этажом» леса и строением тела, способом передвижения, характером пищи и способом добывания ее, средой и способом защиты от врагов. В итоге складывается представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Если исчезнет какая – либо группа животных, то изменятся и условия среды, а это может привести к гибели других живых существ и даже к гибели леса.

· Благодаря полученным знаниям, дети не только называют правила поведения, но могут объяснить последствия не выполнения правил поведения с позиции экологического (непрагматического) отношения. Могут сами сформулировать новые правила.

· В результате проведенной работы у детей сформировалось умение осознанно оценивать свое отношение к природе, начали складываться элементы осознанно – бережного отношения к природе, которое проявляется в практической деятельности детей и в оценке поступков других людей.

Как показала наша работа, детям старшего дошкольного возраста доступны представления о лесе как экосистеме, о связях и зависимостях в ней, о цепочках питания, существующих в экосистеме леса. Эти знания способствуют накоплению экологических навыков и умений. Знания о правилах поведения в природе помогают детям оценивать своё поведение и поведение других людей по отношению к природе, оказывает влияние на формирование осознанно-бережного отношения к растениям и животным.

· Проведённая работа показала, что предлагаемое содержание знаний и умений доступно и интересно детям старшего возраста. Это доказывает активность детей на занятиях и других формах работы, устойчивый познавательный интерес к экологическим знаниям, знаниям о природе родного края. Дети задавали много причинно-следственных вопросов, сами пытались найти ответы на вопросы, ждали с нетерпением следующие наши встречи с природой. У детей появилось желание сохранить природу, понимание необходимости выполнения правил поведения в природе.

· При разработке педагогического процесса по формированию основ экологической культуры, в ходе ознакомления с лесом как экосистемой, были учтены основные дидактические принципы: от близкого к далёкому; от простого к сложному; от частного к общему. Содержание и объём знаний подобраны с учётом возрастных и психологических особенностей.

· Достаточно эффективными оказались методы и формы работы, показателями могут служить эмоциональная включённость детей, хорошее усвоение знаний, которые дети использовали в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, в играх.


Благодаря этому, у детей сформирована система знаний о природе уральского региона, о биоценозе леса, о связях и зависимостях в нём, о правилах поведения в природе и значении сохранения  леса.

Следует отметить, что формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения ко всему, что окружает ребенка. Это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД