Анна Зайцева
«Активизация речевого общения детей 2–3 лет». Опыт работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1 Тема презентации.
Слайд № 2Двухлетние дети – очаровательные существа. Они честны и искренни во всём – в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового. И если у них иногда мокрые штанишки и шмыгающие носы, будьте к ним снисходительны.
Слайд № 3 Главной фигурой для детей третьего года жизни продолжает оставаться взрослый. Речью ребёнок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. В мир культуры – песен, потешек, сказок, рассказов, картин – его вводят также взрослые.
Публикация «„Активизация речевого общения детей 2–3 лет“, Опыт работы воспитателя» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд № 4 Основной задачей своей работы я считаю, обеспечение полноценного и своевременного психического развития. В психике ребё нка между двумя и тремя годами происходят следующие основные изменения: интенсивно развивается речь, появляются целеполагание и начальное осознание себя. Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания. У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше,- катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев и т. п.
Слайд № 5 Следующий важнейший показатель психического развития детей – увеличение словарного запаса, которое приводит к появлению у ребёнка желания выражать с помощью речи свои впечатления, мысли, интересы. Для развития речи ребёнка двух-трёх лет необходимо развивать речь как средство общения, создавая условия, при которых ребёнок может устанавливать контакты и двигаться к своей цели путём речевого обращения к взрослому или сверстнику; обогащать понимаемый и активный словарь ребёнка за счёт общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.
Слайд № 6 Для решения этих задач следует:
- внимательно и заинтересованно выслушивать ребёнка;
- много говорить самому;
- вовлекать детей в разговор на определённую тему;
- помогать ребёнку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми.
Слайд № 7, 8 От воспитателя требуются внимание и доброжелательность. Если малыш заговорил с вами, всем своим поведением дайте ему понять, что вы ему рады, готовы его выслушать и не намерены торопиться. Ваша доброжелательность и улыбка сделают чудеса: малыш постарается подольше удержать вас около себя с помощью слова.
Слайд № 9, 10 Речевая политика, для меня как воспитателя - это значит много и целенаправленно говорить самому. Когда говорю? В течении всего дня! Когда общаюсь с отдельным малышом (играю с ним, строю, рассматриваю книжку, мастерю); провожу игры и занятия со всеми малышами, с небольшой группой детей (рассматриваю, рисую, леплю, сооружаю постройки из кубиков, слушаю музыку, пою); «путешествуем» по территории участка и зданию детского сада (везде заглядываем, всё рассматриваем, исследуем и экспериментируем); рассказываю разные истории из жизни детей и взрослых, о животных, о приключениях знакомых игрушек. Употребляю в своей речи самые разнообразные речевые формы и помогаю детям проговаривать их, обязательно хвалю ребёнка. О чём я говорю с малышами? Обо всём, что попало в поле их внимания и вызвало интерес, а также о том, что преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.
Слайд № 11 Речь – особая деятельность ребёнка. Речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает её и существенно влияет на её протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Моя задача - говорить с ребёнком так, чтобы он не только понимал меня, но и мог услышать в моей речи какое-то отдельное слово и повторить его.
Слайд № 12 К трём годам маленькие дети, сосредоточившись на какой – либо деятельности, начинают сопровождать свои действия речью, «приборматывать». Эти проявления нельзя ни пресекать, ни ограничивать, так как они помогают ребёнку организовать его деятельность. Общаясь с ребёнком стремлюсь вызвать у малыша ответные действия, вовлечь его в разговор.
Слайд № 13 Двух-трёхлетние дети – народ наблюдательный. Ни одна вещь в наших руках, ни один наш жест не остаются не замеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая с ними или создавая что-либо, терпеливо рассказываю о том, что делаю и зачем, как делаю и что надеюсь получить. Если ребёнка что-то заинтересовало, он начнёт повторять понравившиеся слова и небольшие фразы.
Слайд № 14 Ежедневное индивидуальное общение с каждым ребёнком – эффективнейший приём развития речи. Своими вопросами и ответами на реплики малыша помогаю ему убедиться в том, что надо обязательно что-то растолковать. При этом незаметно для ребёнка подсказываю ему новое слово и помогаю построить несложное предложение. Говорю с ребёнком не торопясь, несколько раз подряд повторяя высказанную мысль и при этом употребляя как одну и ту же фразу, так и разные по структуре предложения. Больше внимания уделяю детям, которые в этом нуждаются. Играю с ними в игры на самые разные звукоподражания и слова с определённым звуком. Среди народных песенок, авторских стихов много произведений с набором звукоподражаний: «Наши уточки с утра…» (русская народная песенка, «Путаница» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Кто как кричит» А. Барто, «Бычок» В. Берестова, «Мчится поезд» Э. Мошковской и многие другие. В подходящий момент начинаю читать потешку, а дети, находясь в разных местах группы, помогают мне, проговаривая слова и договаривая фразы.
Слайд № 15 Задачи развития речи решаю в любые удобные для общения с детьми отрезки времени в режиме дня (на занятиях по всем видам деятельности, на прогулке, в режимные моменты, в процессе самостоятельной деятельности детей).
Слайд № 16, 17 Чаще всего мы совершаем прогулки по группе. Однажды, путешествуя, мы встретили зайку, которому захотелось поиграть с детьми; нашли зверят, которые не удовлетворены своим нынешним жильём. Найти можно что угодно. Вот, например, мы нашли кастрюлю. Я спрашиваю: «Что нашли? Кастрюлю. Нужна нам кастрюля? Нужна. Сейчас сварим кашу. Проголодались? Поедим кашу. Прогулки по группе нравятся малышам, одни следуют вслед за мной, другие с интересом наблюдают. А в тот момент, когда мы находим таинственную шкатулку, в которой что – то есть, к нам присоединяются даже те дети, которые ранее не проявляли интереса к путешествию.
Слайд № 18 В шкатулке могут быть:
• ниточки, которые очень интересно, но трудно сматывать в клубочки;
• фантики, из которых получаются порхающие бабочки;
• крупные пуговицы и шнурочки, из которых получаются замечательные украшения – часы, браслеты, кулоны;
• игрушки разной величины, разное количество предметов, ракушки, которые дети рассматривают и сравнивают, сухие они или мокрые.
Слайд № 19 Кроме путешествий по группе, я ежедневно рассказываю детям о чём-то. Они с удовольствием готовы слушать нехитрую житейскую историю. Во-первых, это интересно. Можно узнать о том, что произошло в детском саду, узнать много нового об игрушках, знакомых зверятах, приключениях литературных героев. Во-вторых, полезно. Развивается способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения.
Слайд № 20 С детьми рассматриваем сюжетные картины. Картина- ценный материал для развития речи. Рассматривая картину, дети учатся понимать сюжет картин, слушать пояснения воспитателя, высказывать свои впечатления и суждения. Знакомя детей с картиной, даю им возможность рассмотреть изображение, назвать персонажей и окружающие их предметы. Затем кратко рассказываю о содержании картины. Мой рассказ облегчает малышам рассматривание: повышает качество восприятия, активизирует речь.
Слайд № 21 На занятиях по развитию речи дети:
• познают разнообразный и удивительный мир, населённый предметами и явлениями, существующими отдельно друг от друга и в тоже время взаимосвязанными, обладающими определёнными качествами и свойствами;
• знакомятся с произведениями художественной литературы;
• слушают разные истории о событиях из жизни группы или кого-то из малышей, о приключениях игрушек и животных, литературных героев;
• смотрят инсценировки;
• учатся рассматривать сюжетные картинки;
• участвуют в дидактических, хороводных, подвижных играх с текстами.
Слайд № 22 Работа, которую я провожу по активизации речевого общения способствует тому, что:
• нарастает речевая активность детей;
• в разговор включаются ранее молчавшие дети;
• у хорошо говорящих детей появляется что-то новое в их речи и суждении.
Слайд № 23
Методическая литература.