Виктория Баженова
«Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность» — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса
Публикация «„Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования“ (часть II)» размещена в разделах
Проект» — это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр
Ребенок — активный субъект образовательного процесса :
он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта
он самостоятельно выбирает деятельность и устанавливает последовательность и общую продолжительность ее выполнения
он выступает в роди инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых
он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.
Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, Основные компоненты проекта:
1. Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми
2. чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей
3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен
4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)
5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня
6. Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов.
Права и возможности воспитателей. Воспитатель:
занимает позицию помощника ребенка, поддерживающего его инициативу и облегчающего решение выбранных им задач
является одним из источников информации
имеет право на импровизацию, на следование за инициативной детей, на реализацию темы вместе с детьми в том темпе и в той направленности, которую задают дети
имеет возможность привлекать к реализации проекта других членов команды – взрослых и детей
Права и возможности детей:
Право свободного общения
Возможность проявления инициативы, самоорганизации и самостоятельности
Возможность свободы выбора деятельности и ответственность за результаты принятого решения
Возможность сотрудничества с разными людьми: сверстниками, педагогами, родителями, приглашенными членами команды
Пособие: Содействие и сотрудничество детей и взрослых – это пособие для программы успех, но может помочь педагогу в реализации любой программы.
Есть еще одно пособие «Метод проектов в образовательной работе»
Еще один принцип образовательного стандарта :
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования
С помощью, каких технологий можем реализовывать этот принцип?
Это пособие «Особенности психолого-педагогической работы
Второе пособие: «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»
Еще один вопрос, который говорит о реализации индивидуального подхода к ребенка с использованием огромного воспитательного потенциала семьи.
Признание приоритета семейного воспитания (Семейный кодекс, статья 63, пункт 1; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, пункт 1) потребует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Перед педагогическим коллективом ДОУ должна быть поставлена цель:
сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей
Более конкретные советы в пособие, которое вы видите на экране «Советы для родителей детей от 3-8 лет»
А также пособие: «Работа с родителями»
Еще один из принципов ФГОС ДО :
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Способы поддержки детской инициативы в речевом развитии-
Создание условий :
• Разнообразный дидактический материал для развития речи: картины (предметные и сюжетные, серии картин, раскраски, детские рисунки
• Альбомы с детскими фотографиями, отображающими различные события из жизни детей
• Книжный уголок с богатым подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы
Позиция педагога
• развивать активный и пассивный словарь детей, постоянно обогащать их словарный запас, поощрять к использованию новых слов
• ежедневно использовать в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применять пословицы и поговорки, образные выражения
• в качестве одной из добрых традиций практиковать ежедневное чтение детям
• поощрять стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением
• поддерживать стремление ребёнка рассказать о личном опыте, поделиться своими впечатлениями