МААМ-картинки

Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста

Марина Фадеева
Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста

Психологическая технология «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста»

«Способность творчества есть великий дар природы;

акт творчества в душе творящей есть великое таинство;

минута творчества есть минута великого священнодействия»

В. Белинский

Введение

Публикация «Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Данная задача продиктована основным направлением дошкольного образования : сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Детская психика очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и наедине с самими собой. Родители очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Актуальность темы.

Арт-терапия или «терапия творческим самовыражением» предоставляет ребенку неограниченные возможности для познания и утверждения собственного «Я», что помогает мобилизовать внутренние естественные механизмы психики ребенка. Арт-терапевтическая практика всегда имеет очищающий, освобождающий характер. Актуальность использования методов арт-терапии в работе психолога с детьми таится в психике самого ребенка : его непосредственности, пластичности, открытости к творческой игре, познанию нового. Именно этот вид терапии эффективен при самых различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей.

Также, включение в работу психолога арт-методов соответствует новому федеральному государственному образовательному стандарту и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Значимость технологии

Термин арт-терапия введен Адрианом Хиллом в 1938 году и означает «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Является современным методом положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей.

Отечественные педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Э. И. Ильенков, М. С. Коган, Б. М. Неменский указывали на необходимость создания специальных способов, средств и условий, обеспечивающих развитие детей с проблемами в развитии, основанные на искусстве. В своих работах они отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и мыслей, преобразующих человека, обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Также, искусство положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные психиатры А. Л. Гросман и В. Райков.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Копытин А. И., Киселева М. В., Мамайчук И. И., Сучкова Н. О., Свистунова Е. В. показали возможность применения арт-методов для детей с более или менее выраженными нарушениями развития. Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия, которая применяется и при наличии психосоматических расстройств такими специалистами как Г. В. Бурковский, Р. Б. Хайкин и личностных нарушений в работах А. И. Захарова, О. А. Карабановой.

Использование методов арт-терапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе. В процессе работы создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции Методы арт-терапии направлены на развитие высших психических функций: внимания, воображения, мышления, памяти, а также, социальных и вербальных навыков, мелкой моторики. Таким образом, использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, предлагает ребенку (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, доступные формы, облегчает процесс коммуникации для замкнутых и стеснительных детей; оно также даёт возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

Цель: гармонизация развития личности ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания в искусстве.

Задачи:

• адаптация детей к условиям образовательного учреждения и повышение уровня усвоения образовательной программы;

• возможность выхода агрессивности и других негативных чувств социально приемлемым способом (работа над рисунками и коллажами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение);

• облегчение процесса коррекции (неосознаваемые внутренние конфликты и переживания детям часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их с помощью слов);

• получение материала для интерпретации и диагностических заключений;

развитие чувства внутреннего контроля;

развитие произвольности психических процессов;

развитие художественных способностей и повышение самооценки;

развитие социально значимых чувств и способов общения (чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, взаимного принятия, сопереживание, эмпатия);

развитие познавательных и созидательных навыков.

развитие творческих и коммуникативных способностей

• стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

• расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

• сплочение детского коллектива.

• снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Таким образом, практическая значимость использования арт-терапии в коррекционно-развивающей работе состоит в простоте и эффективности данного метода, основанного на творчестве и игре ребенка, что дает ему в качестве средства возможность безболезненно для других и самого себя выразить свои эмоции и чувства.

Психологические техники:

изотерапия (лечебное воздействие средствами искусства : рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);

библиотерапия (лечебное воздействие чтением);

имаготерапия (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки);

вокалотерапия (лечение пением);

кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т. д.);

игротерапия;

маскотерапия;

песочная терапия;

сказкотерапия (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

цветотерапия;

фототерапия.

Рассмотрим более подробно.

Музыкотерапия - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство.

Библиотерапия (creative writing, основанное на литературе самовыражение через творческое сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу, так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.

Драматерапия - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянная не востребованность в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей». В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.

Куклотерапия (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики : психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии - изготовление кукол (из ниток, лоскутков и пр.) - несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.

Паркотерапия - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических (ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия (программы на открытых площадках, спортивные мероприятия и пр.).

Сказкотерапия - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т. д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим. В сказкотерапии ребенка «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.

Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.

Изотерапия - психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Дeти бoлee cклoнны к игpaм, oни намного изобритательнее взрослых, так как смотрят на этот мир по-другогму и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на ее изменение. Их эмоции, выраженные на занятиях изотерапии, максимально откровенные, что позволяет педагогу оценить психическое состояние ребенка.

Танцетерапия - анцевальная терапия это уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и телом. Танец - учший способ избавиться от напряжения – это выход физической энергии. Движения собственного тела в такт музыке разряжают внутреннее состояние ребенка, успокаивают и дарят приятные эмоции.

Формы проведения

Групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Показания для проведения детской арт-терапии :

• упрямство;

• агрессия;

• страхи, тики, заикание, навязчивости;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• тяжелая форма адаптации;

• подготовка к детскому саду;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушание;

• застенчивость, тревожность и неуверенность в себе;

• агрессивность;

• гиперактивность.

Условия организации деятельности

Условие 1. Желание ребенка – основное условие занятия.

Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

Условие 2. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 3. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 4. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Условие 5. Поощрение и благодарность ребенку.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Условие 6. Готовность педагога к диалогу.

Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

Условие 7. Участие педагога в той работе, которую он предлагает.

Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

Условие 8. Аккуратность и эстетика материала.

Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

Условие 9. Монолог педагога с элементами гипнотического повествования.

На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Условие 10. Получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Этапы арт-терапевтического процесса

I этап. Подготовительный.

Начальная диагностика, организационная деятельность.

II этап. Коррекционный.

Непосредственно арт-терапия.

III этап. Завершающий.

Конечная диагностика Основными результатами являются психологические изменения у участников процесса (гармонизация эмоциональной сферы, развитие здоровых установок и мотиваций, коррекция поведенческих нарушений и т. д., делающие обучение и психосоциальное функционирование более успешными. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения и анализа, психологической диагностики, а также с помощью мониторинга.

Воздействие арт-терапии на психику ребенка

Создает положительный эмоциональный настрой.

Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Диагностика психического состояния ребенка

1. Сбор анамнестических данных.

2. Наблюдение в естественных условиях.

3. Тестирование по авторской методике «Тортик для Гномика».

4. Тест «Несуществующее животное».

5. Оценка творческих способностей по адаптированной методике Торренса.

6. Оценка эмоционального благополучия в группе.

7. Мониторинг ВПФ.

8. Анкетирование педагогов и родителей.

(см. Приложение 3,4)

Структура занятий

1. Приветствие

2. Гимнастика (пальчиковая, дыхательная, для глаз или ТО, самомассаж.

3. Эмоциональная гимнастика.

4. Основная часть.

5. Релаксация.

6. Прощание.

(см. Приложение 5)

Заключение

Арттерапия – это наиболее мягкий метод работы с нежной детской душой, позволяет детям ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде, а с другой стороны является средством успешной социализации. Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении, ребенок может не говорить или не осознавать свои проблемы, но при этом он может лепить, двигаться и выражать себя через движение всего своего существа. Именно данный метод позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Таким образом, арт-терапия - это один из самых интересных и творческих методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии детей.

Список используемой литературы

1. https://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/sborniki/Art-terapevticheskie_tekhnologii.Izoterapiya.pdf

2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М. : АПК и ПРО, 2003.

3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М. : Медицина, 1989.

4. Вачков И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. -М., Искусство, 1986.

6. Заморев С. И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002.

7. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю»// Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 7, №3

8. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб. : Питер, 2000.

9. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб. : Лань, 1999.

10. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2002.

11. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003.

12. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. : Издательский центр «Академия», 2001.

13. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Под ред. Е. В. Свистуновой. – М. : Форум, 2016. – 192 с.

14. Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Под ред. Е. В. Свистуновой. – М. : Форум, 2016. – 192 с.

15. Сазонова Т. В. Искусство - средство творческого развития и коррекции личности. Тамбов. Тамбовский ИПКРО, сб. 2006.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога: профилактика эмоциональных и психологических проблем МУСО Социально реабилитационный центр для несовершеннолетних Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Доклад-отчет.

Игротерапия и арт-терапия как средства решения коммуникативных проблем у ребенка Игротерапия Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми,.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра – для них учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная.

Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Сказкотерапия.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возрастаКраеведение как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги, в предыдущих публикациях много и подробно было рассказано и показано по этой теме. Сегодня и я хотела бы предложить Вашему.

Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития «Логоритмика как средство коррекции психоречевого развития дошкольников с задержкой психического развития» МАДОУ «Центр развития ребенка.

Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР Введение Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка Любовь Сеидова Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество.

Презентация «Здоровьесберегающая технология Су-Джок терапия как средство оздоровления и коррекции речевого развития» Достоинства Су – Джок терапии Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство развития личности и коррекции эмоциональных проблем ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 11 июня 2019 в 22:13
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД