МААМ-картинки

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством художественных произведений

Евангелина Кононыхина
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством художественных произведений

В современном психологическом словаре страх определяется как эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [3, с. 386].

Можно сказать о том, что страх полезен, поскольку выполняет разнообразные функции в жизни человека.

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Страх имеет место в организации поведения человека, которое связано с восприятием и оценкой ситуации, прогнозированием последствий. Основная же функция страха – защитная, т. е. адаптивная, она реализуется через сигнализацию об опасности и мобилизации энергетических резервов организма, помогающих избежать опасности [1, с. 15].

Публикация «Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством художественных произведений» размещена в разделах

Хотя биологически осмысленный страх и выполняет в жизни защитную и адаптивную функции, однако, следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия.

В каждом возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития людей. Для дошкольного возраста характерно преобладание страха животных, страха темноты, страха сказочных персонажей, страха смерти [2, с. 93-102].

Дети с нарушением зрения в особенности подвержены страхам. Частичная сенсорная изоляция, безусловно, сказывается на эмоциональном развитии слабовидящего ребенка. У большинства таких детей отмечается повышенный уровень страха. Для них характерно наличие специфических страхов, таких, как, например, страх перед неизведанным пространством.

Коррекция страхов представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

Разными авторами предложены всевозможные средства коррекции страхов детей дошкольного возраста.

Одни авторы предлагают использовать в коррекционной работе по борьбе со страхами изобразительную деятельность (рисунок, лепка). Другие считают эффективным средством коррекции страхов у дошкольников игровую деятельность. Можно отметить исследования, направленные на коррекцию страхов посредством музыкотерапии, а также психогимнастики. Среди эффективных средств коррекции детских страхов выделяют сказкотерапию.

Еще одним средством коррекции страхов у дошкольников может являться художественная литература.

Художественная литература, в целом, позитивно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Она раскрывает перед ним мир чувств и эмоций человека, вызывает интерес к личности, порождает интерес к внутреннему миру героев. Постепенно, сначала узнавая характер героев, а потом и анализируя настоящий мир, ребенок учится эмоционально общаться с обществом. Литература заставляет ребенка задуматься над многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Литература помогает ребенку, находящемуся всего лишь в роли наблюдателя, увидеть какую-либо проблему с иной стороны, дает возможность оценить её и способы её разрешения.

Именно через художественные произведения, которые дети воспринимают и принимают близко к сердцу, они учатся видеть эмоции человека, его переживания и проблемы, учатся решать эти проблемы. В процессе ознакомления с художественным произведением ребенок оказывается в реальных психологических условиях, которые благоприятствуют формированию социальной адаптации ребенка и как следствие воспитывают ребенка и оказывают сольное эмоциональное воздействие на него.

Художественные произведения могут использоваться в работе и по преодолению страхов для осознания и нахождения путей решения своих проблем у детей. Понимание чувств и желаний героев, положительный пример преодоления страхов способствуют устранению страхов у дошкольников.

Детям можно предложить прочтение следующих художественных произведений : «Бегемотик, который боялся прививок» (В. Г. Сутеев, «Доктор Айболит» (К. К. Чуковский, «Котенок по имени Гав» (Г. Б. Остер, «Про Суслика и Хому» (А. А. Иванов, «Крошка Енот» (Л. Муур, «Живая шляпа» (Н. Н. Носов,

русские народные сказки «У страха глаза велики» и «Пых». В работе будет полезным использование Азбуки храбрости (Н. Чуб, в которой имеется большое количество произведений для детей, направленных на коррекцию различных видов страха : страха темноты, страха пауков, страха грозы, страха собак и т. д.

После прочтения произведения, его следует обсудить с детьми, прийти к выводу, что часто многие страхи просто надуманы нами, и если на них посмотреть с другой стороны, то окажется, что в них и нет ничего страшного, они наоборот могут показаться смешными и нелепыми.

Во время чтения художественных произведений можно использовать следующие приемы.

Динамические паузы. Они способствуют предупреждению утомляемости детей и снижения их работоспособности.

Пальчиковые игры. Данные игры поддерживают интерес детей к сюжету произведения, а также полезны для развития мелкой моторики.

Экспрессивные этюды. Экспрессивные этюды направлены на развитие умения понимать эмоции других людей по экспрессии и умения управлять собственными эмоциями, активно используя личные экспрессивные средства. У детей с нарушением зрения в силу их физического дефекта в отличие от нормально развивающихся сверстников плохо развита экспрессивная грамотность. Поэтому использование экспрессивных этюдов в работе со страхами особенно важно для них. Детям предлагается показать какого-либо персонажа сказки: как он действует, что он чувствует, каковы его эмоции и чувства. Тем самым создаются условия для того, чтобы дети развивали свои средства экспрессии: мимику, пантомимику, жесты и интонацию. У детей, которые наблюдают показ, в это же время расширяется багаж восприятия экспрессии.

Рисование. После прочтения произведения детям можно предложить нарисовать объект страха, который описывался в повествовании. Далее можно проделать некоторые манипуляции с рисунком. Например, дорисовать смешной элемент так, чтобы рисунок стал добрым и не пугающим.

Таким образом, использование художественных произведений в качестве средства коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения способствует преодолению страхов, повышению уверенности в себе и обогащению экспрессивной выразительности детей. Литературные произведения открывают новые возможности взаимодействия ребенка с окружающим миром, являются залогом эмоционально-личностного развития.

Список используемых источников и литературы

1. Гуляихин В. Н., Тельнова Н. А. Страх и его социальные функции // Философия социальных коммуникаций. - 2010.-№ 10. с. 15 - 29.

2. Ильин Е. П. Психология страха – СПб : «Питер», 2017. – 252 с.

3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского – М. : Академия, 2003. – 494 с.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Разнообразные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зренияРазнообразные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения Игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Игра является лучшим способом организации деятельности дошкольников. В своей работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством художественных произведений
Опубликовано: 19 января 2024 в 11:44
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД