Ольга Стукалова
«Бабушкины куклы»
▼ Скачать + Заказать документы
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества,кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Публикация «„Бабушкины куклы“» размещена в разделах
В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Традиционно существовали народные куклы трех видов : обереговая, обрядовая и игровая. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
КУВАДКА
Она была первой куклой в жизни ребенка, участницей таинства его рождения – обряда «кувады». Считалось, что во время рождения ребенка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребенком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Но постепенно истоки этого древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Обычно делали связку из 3- 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
КРЕСТЕЦ
В недалеком прошлом, еще в первых десятилетиях ХХ века, кукла
Крестец часто использовалась крестьянскими девочками для
обозначения кукол-мужчин в сюжетно-ролевых играх, которые назывались играми в «дочки-матери». Простота изготовления и минимум изобразительных средств были достаточны для мужского образа, занимающего в игре незначительные символические роли.
Но этих кукол, в которых ярко выражено обрядовое назначение, делали и деревенские парни. Многие русские праздники сопровождаются ряженьем. Но считалось, что именно в них могут вселиться злые духи. Самым способом очищения от бесовских сил
считалось купание в проруби 19 января,после водосвятия. Чтобы
при омовении в священном источнике злые силы опять ненароком
не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя - крестовину с пестрыми яркими ленточками.
В обряде ряженья в основном участвовали молодые здоровые
куклу-заместителя - крестовину с пестрыми яркими ленточками.
В обряде ряженья в основном участвовали молодые здоровые
деревенские парни, поэтому кукла Крестец и символизировала мужчину.
ВЕПССКАЯ КУКЛА
Эта кукла хранит в своем названииимя создавшего ее народа.
Сегодня вепсы – небольшая народность,роживающая на территории
Карелии, Ленинградской и Вологодской областей,
сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны севернорусскими. Эта кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью – это образ замужней женщины. Детали куклы не сшивали между собой. Ее делали из обрывков изношенной одежды, из них же надергивали нити для путанки и связывания деталей куклы.
ОБРЯДОВЫЕ СВАДЕБНЫЕ КУКЛЫ
СВАДЕБНАЯ КУКЛА
В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол - особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.
Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой,
красной и другой разноцветной ткани. Основой служила лучина или
тонкая плоская щепка из любого дерева, кроме ольхи и осины.
МИРОВОЕ ДЕРЕВО
Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами. В доме невесты утром в день венчания пекли особый круглый свадебный пирог. В его приготовлении участвовали все девушки и молодые женщины деревни. Готовый пирог обильно украшали выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатинка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Кукла Мировое дерево изготавливалась без сшивания деталей иглой, «чтобы счастья не зашить». Фигурки должны были быть повернуты друг к другу, иначе «нелюбы будут друг другу» муж и жена. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в избе рядом
с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.