Шавшаева Наталья
Цели, задачи, педагогические принципы комплекса программы «Наследие»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных близких людей, тех кого зовут соотечественником. Наследования нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к отечеству
Публикация «Цели, задачи, педагогические принципы комплекса программы „Наследие“» размещена в разделах
Наследовать - значит делать своим, осваивать наследие то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку так, чтобы не разбазарить, не размельчит, не разменять на пустяки, а сохранить приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созиданий.
Как устроена система комплексного освоения традиционной отечественной культуры «Наследие»?
Один из путей организаций такой работы предлагает «Наследие» - комплекс программы введения детей в русскую культуры:
1.«Круглый год». Программа освоения народного изобразительно - прикладного искусства с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря.
2.«Семейный круг». Программа освоения традиционной семейной культуры.
3.«Святые наши имена». Программа освоения историко — культурного наследия Росси с опорой на памятные даты именинного календаря.
4. «Круг чтения». Программа воспитания культуры чтения на основе народного устно — поэтического наследия и отечественной литературы.
5. «Музыкальное наследие». Программа освоения традиционной отечественной музыкальной культуры.
6. «Встанем в круг!» Программа физического воспитания психолого — педагогической коррекции в ходе освоения
народной игровой культуры.
Программы объединены общим названием, потому что построены на единой мировоззренческой основе и на единой методологической установке, предполагающий комплексный подход в организации содержания и процесса освоения традиционной культуры.
Стержень каждой программы не выдуман отдельным автором, а задан логикой трех базовых природно-культурных процессов. Это-
• Чередование будней и праздников, объективно зависящее от смены природных циклов и духовно осмысленное в рамках того или иного мировоззрения ; для русской культуры — это земледельческие, по своему происхождению, осенние, зимние, весенние и летние обряды и обычаи, приуроченные к духовным событиям православного календаря;
• Цикл человеческой жизни от рождения до кончины, духовного осмысления в обрядах и обычаях семейной традиции ; для русской культуры нравственный смысл семейной обрядности жизненных циклов определяются православной этикой;
• Исторический ход жизни России с древности до наших дней, запечатленный в этической традиции, в архитектуре, в системе государственных праздников и памятных дат нашего Отечества, в культурном вкладе наших соотечественников в материальное и духовное наследие страны; для русской культуры объективной основой этого наследия является система православных ценностей.
Выбор в качестве базового материала именно русской культуры обусловлен высокой значимостью её для историко-культурного развития всех народов России. Таков объективный процесс становления и развития нашего общего Отечества с древности вплоть до современности.
«Наследие» представлен практический опыт патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях,
осуществляемого по трём программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры : «Круглый год», «Семейный круг», «Святые наши имена».
Цель предлагаемых программ комплекса «Наследие»- восстановление основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребёнка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззрение идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.
Важнейшей задачей всех программ комплекса «Наследия» является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей родителей, всех работников дошкольного учреждения при опоре на особенности традиционного народного творчества и в целом отечественной культуры.
Принципы программ :
- Сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создания единого коллектива «дети - родители-сотрудники ДОУ»;
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение. Каждое явление в природном и социокультурном контексте;
- опора на эмоционально - эстетическое отношение к предмету освоения.