Лучший педагог года

Центр патриотического воспитания в группах ДОУ

Анастасия Морнова
Центр патриотического воспитания в группах ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№12» города Ярославля

«Центр патриотического воспитания в группах ДОУ».

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина.

Разработала: А. А. Морнова –

Публикация «Центр патриотического воспитания в группах ДОУ» размещена в разделах

воспитатель первой категории.

Ярославль, 2024г.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

ЦЕЛЬ: Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее страны.

Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные.

ЗАДАЧИ:

воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;

• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;

• формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу) ;

• формирование духовно-нравственных отношений;

• формирование уважения к культурному наследию своего народа;

воспитание любви к своим национальным особенностям;

• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Формы работы:

Создание РППС по патриотическому воспитанию; тематические занятия; взаимодействие с родителями; взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал). Досуги; общественно-значимые акции (Бессмертный полк); выставки детских работ; спортивные праздники; детские и детско-взрослые проекты; творческие конкурсы и конкурсы чтецов; создание мини-музеев; онлайн-экскурсии; проведение патриотических праздников; театральные представления.

Средства патриотического воспитания :

Окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Условия:

Комплексный подход; знание педагогом истории и культуры своего народа; правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности); тематическое построение материалов; совместная работа детского сада и семьи.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ.

Младший дошкольный возраст

• Альбом «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Мы по городу идем» (достопримечательности города);

• Флаг России, Герб России;

• Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

• Предметы русской старины;

• Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.

• Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.)

Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия.

Для детей 2-3 лет

Задача: знакомство с самим собой, своей семьей.

Содержание:

• Познакомить детей с добрыми поступками в семье и окружении.

• Показать примеры заботы о животных и растениях.

• Изучение произведений, отражающих взаимоотношения в семье.

Для детей 3-4 лет:

Задача: развивать представления о малой Родине и выражать это в разных видах деятельности.

Содержание:

• Познакомить с названием своего места жительства.

• Показать ближайшее окружение детского сада (здания, природу).

• Обсудить, где дети любят проводить время в своем городе.

• Поддерживать эмоциональное отношение к природе родного края.

• Включать детей в разные виды деятельности, где они могут выразить свои впечатления о малой родине (рассказы, рисунки, игры и др.).

Для детей 4-5 лет:

Задачи:

Воспитывать любовь к Родине, уважение к символам страны и памятным датам.

• Развивать интерес к главным достопримечательностям своего города.

Содержание:

• Укреплять чувства привязанности к России.

• Знакомить с государственной символикой

• Познакомить с государственными праздниками (День защитника Отечества, День Победы).

• Познакомить с памятными местами, связанными с праздниками.

• Рассказывать о главных местах города, развивать интерес к ним.

• Поддерживать интерес детей к красоте своей малой родины.

• Включать детей в разные виды деятельности (рассказы, игры, изображения) по выражению чувств к Родине.

• Поддерживать интерес к народной культуре (народное творчество, музыка, танцы, игры).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ.

Старший дошкольный возраст

• Глобус, физическая карта России, политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб города, Гимн России, портрет Президента РФ.

• Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой.

• Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ.

• Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания.

Альбомы: «Моя семья», «Мы по городу идем», «О великой отечественной войне» и т. д.

• Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.)

• Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт».

• Записи сказок и патриотических песен.

• Игры по патриотическому воспитанию.

• Атрибуты для с/ р игр: фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали.

• Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.

Организация работы по патриотическому воспитанию включает в себя различные мероприятия.

Для детей 5-6 лет: Задачи:

Воспитывать любовь и уважение к Родине и её культурному наследию.

• Развивать патриотические чувства и гордость за подвиги Героев Отечества.

Содержание:

Воспитывать любовь и уважение к России, знакомить с её символами (герб, флаг, гимн).

• Познакомить с многонациональной природой России и уважением к разным национальностям.

• Развивать интерес к жизни и традициям разных национальностей через рисование, игры и обсуждения.

• Расширить знания детей о важных государственных событиях (День России, день народного единства, день государственного флага РФ, день государственного герба РФ, день защитника Отечества, день Победы, всемирный день авиации и космонавтики)

Для детей 6-7 лет: Задачи:

Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважение к Родине и разнообразию культур.

• Расширять знания о государственных праздниках и событиях в стране.

• Развивать гордость за достижения России в спорте, науке и искусстве.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества и память о павших бойцах.

Содержание:

• Знакомить с государственной символикой России и её особенностями.

• Познакомить детей с национальным многообразием и уважением к различным культурам.

• Внедрять понятие волонтёрства и вовлекать детей в социальные акции и мероприятия.

• Рассказывать о городских событиях, днях рождения города и праздновании военных побед.

• Расширять знания о государственных и местных праздниках.

Воспитывать гордость за достижения России в науке, спорте и искусстве.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью.

Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи — это отношение к родителям как к партнёрам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:

Анкетирование «Семейные традиции».

Консультации на стендах для родителей; на сайте ДОУ.

Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Мой любимый город»; изготовление альбома «Моя малая Родина».

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, полезной и вредной пищи для детей.

Обсуждение и распространение семейного опыта;

Совместные детско-родительские встречи в различных формах: Конкурсы, спортивные мероприятия; вечер народных игр и забав; посиделки, досуги.

Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание :

• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004

Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с. / Н. В. Алешина

• Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие. - М. : Айрис – Пресс, 2005

• Конкевич С. В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет) : учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021

• Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".

• Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.

• Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М. : «Триада-фарм», 2002. – 68 с.

• Н. Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС. М. : Учитель, 2016 г.

• Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С, Жигналь Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.

• Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

• Шорыгина Т. А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М. : ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Центр нравственно-патриотического воспитания в средней группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в средней группе Нравственно-патриотический уголок. В настоящее время важным направлением в воспитании подрастающего поколения является нравственно-патриотическое.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Центр патриотического воспитания в группах ДОУ
Опубликовано: 30 марта 2024 в 11:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД