Марина Щеткина
Консультация «Что такое «мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «мнемотехника» имеет давнюю историю использования в разных областях науки и искусства. На протяжении этой истории главная идея термина не изменилась. Как указывает энциклопедический словарь мнемотехника – это совокупность приёмов, цель которых облегчить запоминание большого количества сведений, фактов, чисел; мнемотехника основана на законе ассоциации идей.
Публикация «Консультация „Что такое „мнемотехника“» размещена в разделах
По мнению В. М. Блейхер, И. В. Крук, мнемотехника – это англ. mnemotechnics) - система различных приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. В. А. Козаренко говорит, что мнемотехника – это последовательная комбинация зрительных образов, при помощи которых человек запоминает информацию.
Таким образом, мы можем сказать, что мнемотехника – это средство и приемы при помощи которого человек может запоминать большие объёмы информации. Данный метод, запоминая удобен тем, что человек может полностью контролировать ход запоминания, сохранения и припоминания информации. Вначале данный метод запоминания информации возник в ораторском искусстве. Мнемотехника была использована для запоминания длинных текстов. Со временем люди расширили возможности мнемотехники.
Для запоминания чего-либо человек чаще всего использует метод заучивания. Однако, это совсем неэффективно. Заучивание занимает много времени и позволяет хранить информацию в памяти лишь на короткий период. Однако, овладев принципами мнемотехники человек, расширит возможности, совей памяти.
Основным принципом мнемотехники является сортировка и объедение информации с помощью ассоциативных связей. А также использование воображения и ярких образов. Благодаря тому, что абстрактные значения ассоциируются со зрительными образами, которые создают ассоциативную связь, информацию может храниться в памяти достаточно долгий период. Человеку легче запомнить связи (логические, образные, ассоциативные, а не сами объекты.
Таким образом, любую информацию в мнемотехнике необходимо преобразовать в зрительный образ и создать ассоциативную связь. И у нас получится не последовательность знаков (символов, а последовательность образов и связей между ними. Для их образования существуют специальные методы и приемы. Охарактеризуем некоторые из них: Первый и наиболее популярный метод называется «Символизация». Для начала необходимо выбрать начальную информацию. Затем создать для нее определенный образ. Выбрать другую информацию и повторить с ней те же действия. Затем необходимо объединить эти образы при помощи ассоциативной, логической, образной связи. Т. е. мы как будто зашифровываем информацию. Для того чтобы нам вспомнить информацию мы должны расшифровать код. Для этого вначале вспоминаем связи между образами, а затем то, что подразумевалось под ними.
Второй метод мнемотехники «Цепочка». Он предполагает запоминание предметов попарно. Например, бабочка, окно, цветок, стул. Разбиваем эти предметы бабочка – окно, цветок – стул. Далее создаем для этих пар образы и придумываем связь. Например, за окном летает бабочка, и цветок стоит на стуле. Когда человек припоминает цепочки, то сразу возникают образы. Третий метод, который мы рассмотрим – «Матрешка». Этот метод мнемоники разновидность метода «Цепочки». Здесь необходимо также соединять образы в пары. Однако отличие в том, что мы должны изменять размеры воображаемых предметов. Первый образ всегда должен быть увеличен в размере, т. е. быть больше последующего. Есть и другие приемы запоминания: «Упорядоченные ассоциации», «Кучевые слова», «Пространственное маркирование», «Прием мысленных картин».
Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Если человек постоянно использует данный метод запоминания информации, он приобретает навык и образование связей происходит быстро. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. В работе Маслана Би рассмотрены некоторые из них:
1) Метод Цицерона заключается в том, чтобы располагать запоминаемые объекты в знакомом месте и соблюдать определённый порядок. Когда нужно вспомнить необходимую информацию человек просто вспоминает обстановку и таким образом воспроизведет запоминаемую информацию.
2) Метод «Поиск цепочки информации» предполагает взять пару запоминаемых слов и к ним подбирать цепочки образов. Цепочки, необходимо подбирать таким образом, чтобы связь начиналась с первого слова и заканчивалась последним. Например: зима – снег. Составим следующею цепочку: зима – мороз – метель – снег.
3) Метод «Сочетание по признаку» основан на том, чтобы подобрать два слова, а последующие к ним, таким образом, чтобы они подходили по определенному признаку. Например: яркий и горячий. Составляем цепочку: солнце, лампочка, огонь, чайник.
4) Метод «Подходящие слова» строится на том, чтобы подбираемые слова одновременно подходили к каждому слову из цепочки. Например есть слова: росток, почва, вода. Подходящие к ним слова: огород, клумба, горошек.
5) Метод «Необычных ассоциаций» предполагает создание оригинальных связей. Например, слово «ручка», знакомая ассоциация – тетрадь, а нестандартная «закрутить волосу» на ручку.
Таким образом, мнемотехника – это система методов и приемов, которая обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а также развитие речи. Мнемотехника может значительно повысит вашу обучаемость любым дисциплинам и даст вам возможность не отставать от технического прогресса