Светлана Шишулина
Консультация «Что такое нейрофитнес?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое нейрофитнес и зачем он нужен детям?
Нейрофитнес – это научно обоснованная гимнастика для тренировки мозга и наращивания нейронных связей. Человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за определенные функции, чтобы вся информация обрабатывалась верно, а ответы головного мозга были адекватные. Полушария общаются и делятся информацией друг с другом. Делают они это через специальный мостик – мозолистое тело.
Публикация «Консультация „Что такое нейрофитнес?“» размещена в разделах
На сегодняшний день все больше детей появляется с задержкой речевого развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных детей, невнимательных. Причин может быть много, это и экологические факторы и социальные, влияющие на состояние развития наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей. Детям с трудом удается концентрироваться, у них нарушен процесс запоминания информации, они часто отвлекаются и утомляются, дети не слышат ритм, сильную долю мелодии, трудно запоминают.
поэтому в своей работе я использую приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свое п
Давайте вспомним себя в дошкольном детстве. Как мы проводили время? Бегали босиком, прыгали на скакалках, играли в резиночку, в классики, с мячом, в прятки, в
колечко. А у современных детей таких игр в арсенале нет. Сейчас все свое время дети проводят за компьютером. Понятно, что сейчас время высоких технологий, дети больше нас взрослых разбираются в цифровых технологиях.
Бегая и прыгая, а также играя по правилам у детей развивается координация, память, ориентировка, моторика, ловкость, гибкость, контроль над собой.
Как же можно помочь детям в решении этой проблемы?
В настоящее время существует много современных технологий и методов. Один из таких методов – нейроигры.,
Полезны они как детям, так и взрослым. А если они еще и сопровождаются музыкой, песенками – попевками, считалками, то такие упражнения увлекают, ведь музыка считается эффективной коррекционной помощью. Нейрофитнес позволяет развивать одновременно правое и левое полушария мозга, повышает нейропластичность.
Нейроигры в себя включают :
1. Кинезиологические упражнения.
Комплекс движений, который позволяет усилить межполушарное взаимодействие, снижают утомляемость, повышается работоспособность и стессоустойчивость.
2. Глазодвигательные упражнения – гимнастика для глаз, которая позволит расширить поле зрения,
3. Телесные движения, снимаются непроизвольные движения и зажимы.
4. Упражнения для мелкой моторики – это движения кистей и пальцев рук ребенка, которые стимулируют речевые зоны головного мозга.
5. Массаж – это воздействие на биологически активные точки тела с помощью : массажных мячей, тренажеров, массажных дорожек, использование природного материала.
6. Упражнения на релаксацию – глубокое мышечное расслабление сопровождающееся снятием психического напряжения.
Благодаря музыкально – ритмическим нейроиграм оптимизуются интелектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, улучшается память, внимание, мышление.
Особенность нейрофитнеса для детей в том, что он не воспринимается малышами как сложное занятие. Это скорее игра, развлечение каких случаях полезны занятия по нейрофитнесу?
1. НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.
РЕБЕНОК ОТВЛЕКАЕТСЯ, «ВИТАЕТ В ОБЛАКАХ» НА ЗАНЯТИЯХ. ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ТОРОПИТСЯ, ДОПУСКАЕТ МНГОГО ОШИБОК. СНАЧАЛА ДЕЛАЕТ, А ПОТОМ ДУМАЕТ.
2. ИСТОЩЕНИЕ И УТОМЛЯЕМОСТЬ.
РЕБЕНКУ СЛОЖНО ПОДДЕРЖИВАТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ЗАНИМАТЬСЯ БОЛЕЕ 10 – 15 МИНУТ. БЫСТРО НАСТУПАЕТ УСТАЛОСТЬ, ЭТО СОПРОВОЖДАЕТСЯ ЛИШНИМИ ДВИЖЕНИЯМИ, ЗЕВОТОЙ.
3. СНИЖЕННАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ.
РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫПОЛНЯТЬ НЕИНТЕРЕСНУЮ СКУЧНУЮ ДЛЯ НЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОТЕСТЫ МОГУТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ СЛЕЗАМИ, АГРЕССИЕЙ.
4. НИЗКАЯ КОГНИТИВНАЯ ГИБКОСТЬ.
РЕБЕНОК ДОЛГО «ВКЛЮЧЕТСЯ» В ЗАДАНИЕ, ОТКЛАДЫВАЕТ ИЛИ ТЯНЕТ ДО ПОСЛЕДНЕГО. ИСПЫТЫВАЕТ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ОДНОГО ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГОЕ, ПОВТОРЯЕТ ОШИБКИ.
5. ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ.
РЕБЕНОК С ТРУДОМ ВСПОМИНАЕТ НЕДАВНО ПРОЙДЕННЫЙ МАТЕРИАЛ, НЕ МОЖЕТ ВСПОМНИТЬ НОВЫЕ СЛОВА, ПРАВИЛА, ИМЕНА. НЕ ВСЕГДА ПОНИМАЕТ СМЫСЛ УСЛЫШАННОГО.
Как проходят занятия по нейрофитнесу?.
При проведении занятий делается акцент на следующее: речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.
Благодаря этим 3 м компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные.
Упражнения по нейрофитнесу можно включать как в занятия, так и в режимные моменты или как музыкальная пауза.
Решаются следующие задачи:
Ребенок учится чувствовать свое тело.
Развивается зрительно – моторная координация (глаз – рука).
Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
Развивается слуховое и зрительное внимание.
Ребенок последовательно учится выполнять действия.
Некоторые виды нейроигр :
1. Ритмодекламация (четкое произношение стихов в заданном темпе)
2. Ритмические игры
3. Ритмические игры с мячиками
4. Классики.
Свои занятия я начинаю с музыкального круга приветствия. Для этого использую массажные коврики которые раскладываются на полу. Для того чтобы активизировать работу мозга, активно включаются в упражнение перекресные шаги, работа правой и левой руки, речь. Для чего? ТОБЫ ДЕТИ РАЗВИВАЛИСЬ УСПЕШНО, РАЗВИВАЛАСЬ ПАМЯТЬ, Координация движений. Ориентация в пространстве.
1 упражнение - Приветствие. Стоя в кругу.
Выполняем хлопки по бедрам - ТИ-ЛИ, ТИ - ЛИ,
Хлопки в ладоши - ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Хлопки по бедрам – ТИ-ЛИ, ТИ-ЛИ – ТАМ!
Руки перекрестно по плечам - ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Комбинация может быть разной. Далее упражнение усложняется. Запоминается последовательность вместе с музыкой.
2 часть музыки – бег по кругу.
Можно использовать песенки –попевки. Не просто постояли и пропели, а задействовали руки. Ноги, речь, массаж ног, проработали движения, память.
После приветствия мы начинаем отрабатывать боковой приставной шаг. На шаги накладываем речь, движения руками, добавляем мячи.
2 упражнение простой вариант:
Коврики массажные разложены на полу. Дети стоят лицом в круг. На одном коврике обе ноги.
Шаг вправо, приставили левую ногу и т. д
Приставной шаг вперед, так и назад.
Усложнение перекресные шаги. Стоим на коврике. Левая нога «убегает» перед правой ногой, проговариваем, правая догоняет». Делаем под счет. Под текст.
3 упражнение «Зигзаг».
Сложное упражнение. Вперед нога- приставили, назад нога- приставили, вправо нога – приставили. Влево нога – приставили. Нога которую приставляем идет первая. Дети слышат команду КУДА?
4 упражнения с массажными мячами.
Мячи массажные берут все. Лучше если они умещаются на ладони. Сначала учимся ловить, подкидывать, перекидывать с руки в руку. Одновременно поем или говорим.
Когда начинаем разучивать только на месте без движения. Затем усложняем.
«Черной ночью черный кот, прыгнул в черный дымоход» - подбрасываем мяч акцентрируем внимание на том, что мячик поднимается выше глаз. Подкидывем сначала одной рукой, а потом другой рукой. Когда разучиваем текст, то мяч можно либо мять, либо катать, разминать в ладонях.
«6 мышат шагают в школу шаловливых и веселых.
На уроке 6 мышат шелестят, шумят, шуршат». Перекидываем с руки на руку. Все это делаем стоя на ковриках. Важно следить за движением рук и мяча.
Еще одно упражнение. Стоят друг за другом «паровозиком» Мяч в правой руке, катают по спине впереди стоящего, а левой рукой выполняют круговые движения.
Кроме мячей можно использовать бубенцы, кубики.
5 работа с карточками. «Пол. Стул. Кулак»
1 Ладонь- стул. Кулак – стол. Пол – ребро ладони.
Проговариваем. Запоминаем. Показываем.
Можно не проговаривать, а просто показывать.
2. Карточки геометрические фигуры. Прокатываем по фигурам с права на лево и наоборот.
6 Игры со стаканами.
Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканы. Левая рука СПРЯТАНА ЗА СПИНУ. Передаем стаканчик по кругу со словами «БЕРЕМ. ОТДАЕМ». Далее усложняем:
Хлопнем в ладоши 2 раза, возьмем и передадим стаканчик со словами: «Хлоп, хлоп. Берем, отдаем».
Далее усложняем: Хлопнем 2 раза, ударим по стаканчику 3 раза правой рукой. Хопнем 2 раза ударим по стаканчику 3 раза левой рукой.