Папки-передвижки

Программа для работы с учащимися 10–14 лет с ЗПР и ЛУО «Чудо бумага. Техника «Вытынанка»

Эльвира Шаяхметова
Программа для работы с учащимися 10–14 лет с ЗПР и ЛУО «Чудо бумага. Техника «Вытынанка»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка …. 3

2. Учебно-тематический план …. 11

3. Содержание программы…. …. 14

4. Материально-техническое обеспечение …. ….7

5. Список литературы …. 19

6. Приложения к программе …. 20

Я видела чудо!

Я чудо видала!

В руках у ребят оживала бумага.

А если возьмём этот лист мы с тобой,

Сюжет из бумаги получим иной.

Кто-то любит мудрёным зигзагом

Публикация «Программа для работы с учащимися 10–14 лет с ЗПР и ЛУО „Чудо бумага, Техника „Вытынанка“» размещена в разделах

Вышивать по журналам старинным.

Я ж люблю из обычной бумаги

Создавать кружевные картины!

Вытынанками их называют

Так народно и просто, и нежно.

Незаметно они возникают,

Как рисунок затейливо снежный!

Пояснительная записка

Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Актуальность программы

Анализируя опыт работы с ребятами с ЗПР и ЛУО, можно отметить, что уровень развития мелкой моторики рук у детей очень слабый. Отмечается увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, общее моторное отставание. Отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, вызывает проблемы с речевым развитием, общей неготовности к письму.

Таким образом, возможности освоения мира с этими детьми оказываются обеденными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Движение, как сложная, многослойная система, является «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны, и «окошком», через которое мы можем воздействовать на его развитие, с другой. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для детей разного возраста со слабо развитой моторикой. Кружок «Чудо бумага» в технике вытынанка, способствует более успешному освоению навыков письма и развитию ручной умелости. В свою очередь это ведет к развитию речи и мышления, и как результат более успешной школьной и социальной адаптации.

Новизна программы состоит в том, что занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, открыток, картин по тематики, исполнение узоров на бумаге т. д.

Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров.

Отличительными особенностями данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что данная программа позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Программа рассчитана на учащихся 10-14 л.

Срок реализации программы 1 год.

Учебная группа состоит из 8-10 обучающихся.

Занятие проводится 2 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут, с перерывом 10мин.

Принципы построения программы :

- использование максимально разнообразного материала по тематики, вырезая из бумаги;

- принцип постепенности, плавного перехода от простых заданий к более сложным работам;

- принцип индивидуализации (полнота реализации программы зависит от особенностей умственного развития детей, темпа работы каждого ребенка, скорости выполнения тренировочных упражнений).

Цель программы :

- развитие мелкой моторики и координации движений рук, путем освоения конструирования из бумаги, приобретение знаний и навыков в этом направлении;

- формирование художественно - творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.

Задачи программы :

- сформировать внимание и контроль за собственными действиями, развивать умение строить свою деятельность по словесной инструкции;

- развить умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов;

-развить внимание, восприятие, воображения;

- обучить детей безопасным приемам работы с инструментами;

- познакомить с терминологией, техниками работы вытынанки;

-поддерживать проявление фантазии и самостоятельности детей при изготовлении картин, подделок из бумаги.

Программа способствует :

• развитию мелкой моторики пальцев рук;

• повышению внутренней мотивации ребенка;

• появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бумаги, добиться планируемого результата;

• приобретается навык самостоятельной работы;

• созданию творческой, коллективной атмосферы в группе ребят, на основе взаимопонимания и сотрудничества.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности.

Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:

• репродуктивный (воспроизводящий);

• объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

• метод проблемного изложения (педагог ставит проблему, и вместе с детьми ищет пути её решения);

• частично - поисковый;

• практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Разделы программы :

1. Одинарные одноцветные (из одного листа бумаги) вытынанки.

2. Ажурные вытынанки.

3. Силуэтные.

4. Сложные (много цветные) вытынанки.

5. Комбинированные (соединение вытынанки и росписи).

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней.

Материально-техническое обеспечение программы

Для реализации программы необходимо следующее материалы: компьютерные презентации, разработки игр, бесед, занятий, стенд для выставки

Материалы и инструменты, используемые в технике

Название этому жанру искусства дал сам способ создания - искусство вырезания из бумаги.

Для того чтобы появилась ажурная бумажная картинка нужен лист белой, черной или цветной бумаги, картон, схемы или фантазии, ножницы.

Используются: (приложение №1)

• маникюрные ножницы с острыми кончиками (для прорезания мелких деталей,

• парикмахерские ножницы (для крупных работ,

• канцелярский нож,

• тонкая, но крепкая бумага разного качества (папиросная, компрессная, крафт,

• существуют пробойники, выдавливать кружочки;

• под лист бумаги нужно положить фанеру, картон или специальный коврик для резки, чтобы не прорезать поверхность стола,

• скотч,

• разные виды клея.

Формы и режим занятий:

Занятия ведутся в специально оформленном, приспособленном кабинете.

При формировании групп желательно, чтобы в группах были учащиеся одного возраста.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы :

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-адекватное понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;

Учащиеся получат возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся :

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Учащиеся, получат возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут :

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

Учащиеся получат возможность научиться:

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию, как ориентир для построения действия;

-владеть монологической и диалогической формой речи,

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся :

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-обобщать и подводить под понятие;

-устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность :

-развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

-познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

-познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

-создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

-совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

-оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

-сформировать систему универсальных учебных действий;

-сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы в кружке являются :

- доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда,

-элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий,

-элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах выставки, конференции, фестивали и пр.

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие

Знакомство преподавателя с учащимися. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом и ножницами. Правила поведения на занятиях. История изобретения бумаги. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу.

Тема 2. Диагностика развития мелкой моторики (1час).

(Методы диагностики см. в приложении)

Тема 2. Осенние листья (вырезание простых работ).

Работа с презентацией. Рассматривание осенних листьев, собранных в городском парке. Учащиеся упражняются в вырезании простых форм осенних листьев. Закрепление умения пользоваться маникюрными ножницами, вырезать только серые части.

Тема 3. Спелая ягода.

Просмотр видеофильма «Лесные ягоды». Обучение учащихся аккуратному способу вырезания по контуру. Знакомство с правилами оформления работы.

Тема 4. Яркая роза.

Работа в группах. Рассматривание и сбор информации о видах роз. Учащиеся вырезают розы по своему выбору. Оформляют работы, подбирая цветовую гамму.

Тема 5. Осеннее дерево.

Прослушивание записи «Звуки осеннего леса». Отгадывание загадок про деревья. Составление памятки «Что нельзя делать в лесу?». Сравнение осеннего и зимнего деревьев. Вырезание ажурного дерева с листочками и цветами. «Игра» цветами картона, для создания цветовой композиции.

Тема 6. Осенние мотивы.

Работа в парах. Отгадывание загадок, знакомство с приметами. Просмотр видеосюжета «Осенний лес». Вырезание работ на данную тему. Оформление работы совместно.

Тема 7. В мире животных.

Работа в группах. Знакомство с животным миром. Выбор определенного животного, составление картотеки на него. Осуществление взаимопомощи в группе. Оформление работы в понравившейся цветовой гамме.

Тема 8. В мире птиц.

Работа в группах. Знакомство с птицами, которые занесены в Красную книгу, рассматривание исчезающих видов птиц. Сбор интересной информации о них по плану. Вырезают птиц по выбору командира группы. Учащиеся оформляют работы по своему выбору.

Тема 9. Ко Дню матери (3 часа)

Знакомство с историей праздника. Вырезание на данную тематику. Закреплять умения аккуратно выполнять работу, пользоваться режущими инструментами.

Тема 10. Новогодние снежинки.

Индивидуальная работа. Работа над презентацией «История снежинки». Дети знакомятся с тем, какими были первые снежинки на Руси. Выбор снежинки по индивидуальному желанию учащегося. Украшение окон в группе готовыми снежинками в технике «вытынанка».

Тема 11. Новогодняя елка.

Занятие начинается с просмотра Новогодней сказки. Чтение учащимися стихотворений о елке. Отгадывание загадок, кроссвордов и ребусов. Работа «Новогодней мастерской». Вырезание на данную тему.

Тема 12. Зимние забавы.

Отгадывание загадок. Работа над картиной «Зимние забавы». Организация игры «С чем гуляют зимой?». Работа со сложным видом «вытынанки», состоящим из 6 листов. Вырезание работ на данную тему. Развивать умение рационально распределять время.

Тема 13. Рождественские вытынанки.

Работа с презентацией «Новогодние праздники». Знакомство с глубиной праздника «Рождество Христово». Формирование ценностного отношения к православной культуре. Вырезание по выбору детей. Развивать воображение, поощрять культуру труда. Воспитание усидчивости и эстетического вкуса.

Тема 14. Новогодняя игрушка.

Просмотр мультфильма «История игрушек». Беседа о том, какие игрушки были ранее и чем украшали первые елки. Вырезание по выбору каждой группы. Работа со сложным видом «вытынанки», состоящим из 6 листов. Упражнение в ажурном вырезании новогодней игрушки. Развивать самостоятельность и аккуратность при вырезании очень мелких частей.

Тема 15. Волшебный лес

Вырезание на данную тематику по выбору детей. Воспитание усидчивости, эстетического вкуса, аккуратности.

Тема 7. Зимняя деревенька (2 часа)

Вырезание на данную тематику по выбору детей. Воспитание усидчивости, эстетического вкуса, аккуратности.

Тема 16. Валентинки.

Познакомить учащихся с историей праздника «День Святого Валентина». Рассказ о том, что «валентинка»- символ этого праздника. Чтение легенды. Продолжать развивать кисти рук и стремление доводить начатое до конца.

Тема 17. Ко Дню защитников Отечества.

Вступительное слово девочек. Просмотр видео «Из чего же, из чего же?» Отгадывание загадок о военной технике и оружии. Девочки поют частушки для мальчиков. Воспитание чувства патриотизма. Вырезание мальчиками и девочками работ по теме.

Тема 18. Масляничное солнце. Знакомство с историей праздника. Вырезание на данную тематику. Упражнение в ажурном вырезании. Развитие у детей глазомера, мелкой моторики рук, творчества; воспитание усидчивости, эстетического вкуса, аккуратности.

Тема 19. Весенние мотивы.

Рассматривание иллюстрации на тему «Весна пришла». Знакомство с приметами весны, чтение стихотворений, отгадывание загадок, просмотр короткого мультика «Как мы весну делали». Знакомство с многообразием птичьего мира. Вырезание на данную тематику по выбору учащихся.

Тема 20. К 8 Марта.

Знакомство с историей праздника. Вступительное слово мальчиков. Чтение стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой». Игра для девочек «Ниточка-иголочка». Вырезание работ.

Тема 21. Подарок маме.

Просмотр мультика «Про 8 марта!». Формирование уважительного отношения к женщине. Развивать творчество и талант учащихся. Выполнение ажурных цветов в подарок маме. Оформление работы только на ярком картоне.

Тема 22. Пасхальные вытынанки.

Познакомить с историей праздника Великой Пасхи. Заинтересовать учащихся традициями и обычаями празднования Пасхи. Вырезание по выбору для участия в конкурсе посвященного Пасхе. Осуществить взаимопомощь при выполнении работы. Подкорректировать работы учащихся.

Тема 23. Ко Дню Победы.

Знакомство с историей праздника. Просмотр фильма «Начало войны» (озвучивание песней «Вставай страна огромная!»). Чтение стихотворений о войне. Работа в группах над сложной композицией. Осуществление взаимопомощи. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Тема 24. Весенние цветы.

Просмотр мультика «Первые весенние цветы». Просмотр презентации «Первые весенние цветы». Игра «Подбери признаки, действия». Вырезание различных видов цветов. Составление одной общей работы, используя различную цветовую гамму картона. Развитие у детей глазомера, мелкой моторики рук, творчества.

Тема 25. Скворечник

Вырезание на данную тематику. Закреплять умения аккуратно выполнять работу, пользоваться режущими инструментами. Учить осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Тема 26. Выставка работ.

Выставка работ - на отчетном семинаре. Демонстрация работ учащихся, для того, чтобы показать и заинтересовать других учащихся.

Тема 27. Итоговая диагностика умений и навыков. Выставка работ

Притча «Красота». Вот закончился год. Получился замечательный коллаж, который будет дарить радость. С помощью вытынанки можно украсить альбом, рамку для фотографии, открытку. Готовые работы можно использовать при оформлении интерьера, подарить родным, близким и знакомым.

Список литературы

1. «Волшебная бумага : самоучитель по технике вырезания для школьников" Дадашова P.H.,изд. Феникс, 2003 г.

2. «Резные открытки» Дадашова P.H., изд. АСТ Пресс, 2014 г.

3. «Резные сувениры» Дадашова P.H., изд. АСТ Пресс, 2014 г.

Интернет-ресурсы:

12. Коваленко В. И. «Искусство вытинанки» Беларусь 2011г

13. Гаврилова А. «Фигурное вырезание из бумаги. Красивые вещи своими руками»

14. Моргунова К. «Современная вытынанка» Издательство: СКИФ 2012г

15. Моргунова К. «Забавные самоделки в технике «вытынанка» Издательство: СКИФ 2013г

16. Зяткина И. А. «Удивительные кружева вытынанки» Издательство: Мандривец 2012г

Публикации по теме:

Мастер-класс «Ах, какое же это чудо-бумага!»Мастер-класс «Ах, какое же это чудо-бумага!» Как много можно сделать из бумаги. Хочу представить вам еще один вариант нетрадиционной техники работы с мокрой бумагой. Для этого нам понадобиться:.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

«Мы помним! Мы гордимся!». Мои работы в технике «вытынанка»«Мы помним! Мы гордимся!». Мои работы в технике «вытынанка» Мои работы в технике «вытынанка»День Победы — это дань уважения нашим ветеранам, когда мы снова вспоминаем о Великой Отечественной войне.

Наглядное пособие «Такая разная бумага» для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возрастаНаглядное пособие «Такая разная бумага» для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста Сегодня хотелось бы познакомить Вас с новинками в развивающей среде нашей группы. Для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста)Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста) Подарки папам (нетрадиционная техника работы с пластилином во второй группе раннего возраста) Лепка – один из самых увлекательных и интересных.

Положительные эмоции и техника «Квиллинг» (из опыта работы)Положительные эмоции и техника «Квиллинг» (из опыта работы) Мы с ребятами из двух подготовительных групп «Снегурочка» и «Дюймовочка» решили опробовать свои возможности при работе в технике квиллинг.

Проект по аппликации «Чудо-бумага» в разновозрастной группе Проект по аппликации "Чудо бумага" Возрастные группы: 4-6 лет Проект «Чудо бумага» (для детей разновозрастного дошкольного возраста). Актуальность.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Техника «Обрывная аппликация». Творческие работы детей.Техника «Обрывная аппликация». Творческие работы детей. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Техника «Пластилинография» — творческие работы детейТехника «Пластилинография» — творческие работы детей Доброго времени суток,коллеги!Все мы стремимся преподнести,показать своим малышам что-то новое,интересное и увлекательное. И все стараемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для работы с учащимися 10–14 лет с ЗПР и ЛУО «Чудо бумага. Техника «Вытынанка»
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 10:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа для работы с учащимися 10–14 лет с ЗПР и ЛУО «Чудо бумага. Техника «Вытынанка»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Шаяхметова (УИ 289093) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД