Елена Викторовна Добрякова
Конспект комплексного занятия «Цветущая ветка яблони на лесной поляне» с использованием нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Цветущая ветка яблони на лесной поляне
В прошедшие два года я активно изучаю и использую на практике с детьми дошкольного возраста нетрадиционные формы в изобразительном искусстве. Эта тема очень мне интересна и в настоящее время является как никогда актуальной.
Актуальность:
Публикация «Конспект комплексного занятия „Цветущая ветка яблони на лесной поляне“ с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Деревья весной. Весенние цветущие деревья
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Цветущие деревья. Рисование
- Цветы. Все о цветах
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоня в цвету. Рисование
- Яблоня. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения.
Развитие детского творчества средствами нетрадиционных художественных техник нашло свое отражение в исследованиях О. А. Белобрыкиной, Т Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, А. А. Мелик-Пашаева, Р. Г. Казаковой, А. А Фатеевой и других.
В исследованиях Е. А. Флериной Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались, в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др., красками гуашь и акварель и др. Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т. С. Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.
Эту же позицию разделяет И. Л. Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.
В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения.
Итак, предлагаю Вашему вниманию конспект комплексного занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.
«Цветущая ветка яблони на лесной поляне».
ООД. Конспект комплексного занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Рекомендовано для проведения с детьми 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».
Цель:
Систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, растет трава, зеленеют кустарники и т. д.) Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных.
Задачи:
• Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
• Учить создавать образ цветущей ветви яблони нетрадиционным способом.
• Развивать наблюдательность, самостоятельность.
• Постепенно формировать художественный вкус, возможность творчески переосмысливать действительность, окружение.
• Формировать позитивное отношение к миру.
• Воспитывать интерес к явлениям природы.
• Стимулировать развитие зрительно-моторную координацию и глазомер.
Предварительная работа:
«Беседа о весне». Наблюдения. Чтение стихов и рассказов о весне.
Оборудование:
Интерактивная доска, магнитная доска, меловая доска с мелом, развивающие фильмы для детей: «Весна. Детям про весну А. Н. Толстой» (https://www.youtube.com/watch?v=J7HGv9meHZo&t=48s ,
«Какие бывают облака»( https://www.youtube.com/watch?v=w4fNMOrSe6c&t=43s,
«Как распускаются почки. Детям про деревья» (https://www.youtube.com/watch?v=jvOIB3MrAWE).
Фотографии веток цветущей яблони (из открытых интернет-ресурсов).
На каждого ребенка: гуашь белая и акварельные краски, кисти клеевые и беличьи, ватные тампоны, баночки с водой, листы белой бумаги формат А4, черные маркеры, бумажные салфетки.
1 часть
Просмотр фильма «Весна. Детям про весну А. Н. Толстой». Вопросы по содержанию фильма. Просим детей перечислить приметы весны: - Небо становится выше, цвет его насыщенно голубой. Часто весной на небе появляются белые кучевые облака, и начинается дождь. Он частично смывает снежный покров, наполняет влагой почву и от этого природа просыпается: на проталинках появляется травка, расцветают подснежники, на кустах и деревьях набухают и лопаются почки, и пышным цветом расцветают вишни, яблони, сливы и другие цветущие деревья и кустарники; просыпаются насекомые и из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
На интерактивной доске демонстрируются фотографии цветущих подснежников и цветущие ветви яблони. Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии и любуется красотой природы.
Воспитатель:
Дети, давайте посмотрим в окно.
Какую картину мы там видим? Радуют ли глаз голые деревья и пустые газоны? (Ответы детей). Правильно, сейчас за окном картина еще не радует глаз : деревья и кусты стоят голые, травка не выросла. лица людей выглядят зачастую печальными.
А хотите приблизить весну и порадовать пышным цветением подснежников и яблонь своих родителей? Я предлагаю вам самим нарисовать картину «Цветущая ветка яблони на лесной поляне». Работать мы будем в несколько этапов, что бы во время рисования слои красок успевали подсохнуть, что не позволить им смешаться.
Сначала мы нарисуем высокое, яркое, голубое небо и коричневую землю. Для этого нам не пригодятся кисточки. Тонировать листы бумаги мы будем ватным тампоном. Для этого обмакнем его в воду, отожмем, обмакнем в голубую краску и широкими, размашистыми движениями слева направо закрасим две трети нашего листа. Затем, по этому же принципу, другим тампоном нарисуем землю. Тонирование должно быть сплошным, без белых полос. Обратите внимание, что если лист бумаги по краям подворачивается, то надо его развернуть, а количество жидкости в тампоне уменьшить.
Тонируем бумагу акварельными красками с помощью ватного тампона. Верхние две трети листа – голубой краской (небо) и нижнюю часть листа – коричневой краской (земля)
2 часть
Просмотр фильма «Какие бывают облака».
За время просмотра тонированные листы бумаги подсохнут.
Обращаем внимание детей на то как легко и воздушно смотрятся белые «барашки»-облака на голубом небе. Что бы нам изобразить такую пышность, воспользуемся сухой клеевой кистью, обмакнув ее в белую гуашевую краску. Формируем облачко : наносим краску тычками (кисть расположена строго вертикально, при ударе о бумагу раскрывается в «звездочку»).
Далее еще одно, два облачка, и продолжим рисовать, по такому же принципу, сугробы.
3 часть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их, присесть)
На горе стоит лесок (круговые движения руками)
Он не низок не высок. (сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подаёт нам голосок. (глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека (ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока". (плечи поднять)
Светит солнышко в окошко, (подняв руки над головой, вращаем кистями, "фонарики")
Потанцуем мы немножко
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)
Так танцует мой дружок.
Светит солнышко в окошко, ("фонарики")
Потанцуем мы немножко
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (топаем)
Так танцует мой дружок.
Во время физкультминутки подсыхают наши «облака» и «сугробы». И приступаем к четвертой части занятия.
4 часть
Воспитатель: Как хорошо мы размялись. За это время «наши облака и сугробы» подсохли, и мы сможем приступить к рисованию ветки яблони. Сейчас я покажу вам небольшой фильм «Как распускаются почки», который нам позволит еще раз напомнить, как выглядят ветви деревьев весной и что с ними происходит. Смотрите внимательно и подмечайте форму веток, толщину основной ветки и ее отростков, их изгибы, изломы, как выглядит на них кора и почки, как выглядят распустившиеся цветы и не раскрытые бутоны, какой формы и цвета молодая листва. Все это вам пригодится в работе.
Ну вот, фильм закончен, и мы приступаем к дальнейшей работе над нашей картиной.
Ветку яблони мы будем рисовать поэтапно. Нам понадобится беличья кисточка и акварель.
Сосредотачиваемся на том, что будем рисовать.
- Как пойдет твоя ветвь, в каком месте листа будет расположена? Какая у нее будет толщина, в каком месте у нее будут изгибы? Очень важно точно представлять это до начала работы.
Итак, начинаем:
• Коричневой краской рисуем основную ветвь. Её называют “дедушкой”.
Для этого укладываем кисть на бочок и рисуем изгиб ветки, перекатывая кисть по бумаге с боку на бок. Такой прием позволяет изобразить неровности коры, сделать ветвь живой. Сначала попробуйте выполнить это движение сухой кистью без краски. (Воспитатель показывает на своем листе бумаги, прикрепленном на магнитной доске это движение кистью с краской). А теперь с краской рисуем основную ветвь – нашего «дедушку».
• Затем рисуем “детей” и “внуков” – более молодые ветки. Они более прямые, тонкие, изящные. Добавляем короткие шипы на ветках и почки.
• Что бы «ветка» подсохла, набираем на кончик кисти зеленую краску и в нижней части листа рисуем пучки травы. В некоторых из них добавляем белой краской (по три примакивания) цветы подснежников.
• Белой краской на подсохшей ветке, рисуем цветы касанием кончиком кисти, следуя логике:
раскрытый цветок, следом – полураскрытый, затем – бутон
раскрытый цветок имеет пять лепестков, полураскрытый – три, бутон – один, 5:3:1
по желанию, повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
• Пока краска на цветах не подсохла, каждый лепесток обводим розовой краской. Если белый и розовый цвета немного сольются, это даже к лучшему.
Цветок будет выглядеть более живым.
• Переходим к зелени. Рядом с раскрытыми цветками рисуем по 2-3 листочка, а бутоны снизу, как бы заворачиваем в «зелёную пеленочку». Остальные почки чуть касаемся зеленой краской, придавая им вид лопнувших.
• В центре раскрытых цветов желтой краской рисуем по несколько точек.
• После высыхания лепестков черным цветом (маркером) рисуем детали цветка, листьев и коры ветки.
Сердцевина раскрытого цветка делается в виде двух скобочек-запятых. Из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками. Листья обводим с двух сторон, проводим линию в центре и по 2-3 линии в виде прожилок листка. Ветки прорисовываем маркером с одной стороны, добавив по несколько черных штрихов в толстое основание, для большей схожести с корой.
Готово!
5 часть
Заключительная.
Воспитатель: У вас получились чудесные картинки с изображением весенней природы, которой можно любоваться в любое время года. Скажите дети, что появится на месте цветов, когда яблони отцветут?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Правильно. А когда яблочки поспеют и люди соберут урожай, что дальше случится с яблонькой?
Дети: С веточек опадут листики и наступит зима.
Воспитатель: Верно. А зимой все деревья отдыхают, а когда придет весна, наша яблонька вновь зацветет.
Для родителей организуется выставка детских работ.
Результаты по реализации данного занятия могут определяться следующими критериями:
• динамикой творческих достижений, личностного развития воспитанников;
• уровнем использования различных техник рисования в исполнении творческих работ.
Методические пособия и интернет-ресурсы:
Марина Трушникова (КАК НАРИСОВАТЬ ВЕТКУ САКУРЫ. ПОЭТАПНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС)
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
Татьяна Костенкова. Конспект занятия в подготовительной группе по пластилинографии «Душистый снег цветущих яблонь»
Конспект НОД в подготовительной к школе группе ДОУ. Весна красна
http://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/8855-konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-dou-vesna-krasna.html
Художественная школа- студия Мир в цвете http://xn--b1aajalx3at7a.xn--p1ai/zanyatiya/detskaya-studiya/
Развивающие фильмы для детей на сайте www.youtube : «Весна. Детям про весну А. Н. Толстой» (https://www.youtube.com/watch?v=J7HGv9meHZo&t=48s ,
«Какие бывают облака»( https://www.youtube.com/watch?v=w4fNMOrSe6c&t=43s),
«Как распускаются почки. Детям про деревья» (https://www.youtube.com/watch?v=jvOIB3MrAWE).