Инесса Ермоленко
Деятельность методического объединения старших воспитателей в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Совещание руководителей ГМО в рамках августовской педагогической конференции "Роль современной методической службы в образовательном пространстве
Городского округа Балашиха"
Выступление на секции № 2 руководителей ММО ДОУ
Г. о. Балашиха
23.08.2016 г.
руководитель ГМО старших воспитателей ДОУ
Ермоленко Инесса Николаевна
Публикация «Деятельность методического объединения старших воспитателей в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
«Деятельность методического объединения старших воспитателей в условиях реализации ФГОС ДОО»
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования являются заседания методических объединений, которые планируются в течение учебного года и органично соединяются с повседневной практикой.
Мы рассматриваем методические объединения – как специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом и, в конечном счете, - повышение качества и эффективности образовательного процесса. Использование методических объединений в работе с педагогами позволяет избежать заорганизованности, однообразия форм и методов работы, в которых преобладают объяснительно - иллюстративные методы, где педагоги становятся пассивными слушателями консультаций и семинаров.
Единая методическая тема2015 -2016 учебного года: «Совершенствование методического обеспечения форм и методов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
Реализация методической работы основывалась на разнообразных принципах. Наиболее важными для нас являлись следующие:
• Принцип деятельности заключается в становлении и развитии профессиональной компетенции педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;
• Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы;
• Принцип вариативности подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
• Принцип креативности максимальная ориентация педагога на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.
Деятельность методического объединения старших воспитателей ДОУ была направлена на создание целостного образовательного пространства для обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов.
Исходя из методической темы, целью работы в 2015-2016 учебном году являлось создание условий для формирования инновационной целостной и эффективной системы методической службы в каждом дошкольном учреждении, направленной на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников в целях модернизации муниципального пространства в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Организация работы МО старших воспитателей состояла в следующем:
1. Планирование мероприятий;
2. Заседания;
3. Доклады, сообщения, мастер-классы, видеофильмы, диалоги, размышления, игровые и творческие задания, оценочные суждения, презентации опыта работы, представленные на заседаниях МО, сдаются в методическую «копилку» и рекомендуются для публикаций на сайтах ДОУ.
4. В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.
Работа методического объединения определяла следующие задачи:
• Создание условий для обеспечения доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
• Оказание действенной помощи старшим воспитателям в организации работы в дошкольных учреждениях по повышению компетентности педагогов в области интеграции педагогического взаимодействия в условиях ДОУ, как средства комплексного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
• Создание условий для повышения эффективности качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ формирования педагогической компетентности старших воспитателей в вопросах повышения интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов в условиях введения ФГОС ДО.
• Повышение педагогической компетентности старших воспитателей в вопросах правового и программно-методического обеспечения в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Эти задачи целенаправленно решались на заседаниях шести (прошлый год 3 заседания) методических объединениях в соответствие с годовыми планами работы МДОУ:
1. «Августовская педагогическая конференция «Эффекты развития муниципальной системы образования городского округа Балашиха». Секция руководителей городских методических объединений педагогических работников ДОУ»
2. «ФГОС дошкольного образования: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ»
3. «Планирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО»
4. «Об использовании эффективных педагогических практик в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования»
5. «О непрерывном совершенствовании профессионального мастерства как обязательном условии реализации ФГОС дошкольного образования» ООП
6. Круглый стол: «Методические рекомендации по конструированию основной образовательной программы ДОУ. Подведение итогов работы ММО в 2015-2016 учебном году. Анализ анкетирования. Проект плана работы на 2016-2017 учебный год»
Анализируя работу муниципального методического объединения старших воспитателей за предыдущий год, можно отметить следующие позитивные стороны:
достаточно высокий уровень проведения методических объединений и активное участие в них старших воспитателей за счет профессионализма выступающих, предъявления опыта, который в последствии используется в учреждениях;
актуальность и разнообразие тем методических объединений в соответствии с современными требованиями;
представление опыта по использованию и внедрению новых способов организации и формах взаимодействия с детьми и родителями в условиях введения ФГОС ДО.
обсуждение вопросов реализации ФГОС ДО.
В работе методических объединений активно участвовали педагоги следующих учреждений:
«СЛШ «Полянка», МБДОУ «Детский сад №1», МБДОУ «Детский сад №14»,
МБДОУ «Детский сад № 18, МБДОУ «Детский сад № 21», МБДОУ 32 «Детский сад №32»
МБДОУ «Детский сад № 36, МАДОУ «Детский сад № 51»
Всего делились опытом 21 педагог (в прошлом году 12 педагогов, опыт работы отражен на сайтах образовательных учреждений.
Методические объединения старших воспитателей городского округа Балашиха строились на основе теоретических и практических мероприятий с целью знакомства с новыми эффективными формами организации работы с педагогами дошкольных организаций в соответствии с ФГОС ДО. Проведенные мероприятия способствовали повышению профессионального уровня, приобретению практического опыта, который педагоги готовы использовать в педагогической деятельности своих дошкольных учреждений.
По итогам анкетирования о работе методических объединений для старших воспитателей выявлено :
на фоне снижения посещаемости, повысилась удовлетворённость проведением ММО, что говорит об эффективности и качестве проведения заседаний.
Реализация единой методической темы – одна из форм организации методической работы МО.
Единая методическая тема – это коллективный поиск решения методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания.
Так, в 2016– 2017 учебном году была сформулирована и утверждена единая методическая тема : «Реализация передовых педагогических практик посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений Городского округа Балашиха».
Единая методическая тема охватывает широкий спектр проблем, которые планируется решить в течение учебного года.
Эта тема достаточно актуальна и современна, имеет практическую значимость для дошкольных организаций, сориентирована на повышение инновационного потенциала педагогов и воспитанников (развитие профессиональной компетентности и создания условий для проявления творческой активности педагогов).
На основании примерной единой методической темы на 2016-2017 уч. год : "Реализация передовых педагогических практик посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений Городского округа Балашиха" нами определена перспектива и формы динамичного развития современной высокоэффективной инновационной технологии, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
• нормативная основа для сетевого взаимодействия стал новый закон об «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (Статья 15)
• создание условий для непрерывного обмена информацией
• востребованность опыта участников сети, возможность увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
• потребность друг в друге участников сети, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
• формирование у заместителей заведующих по УВР (ВМР, старших воспитателей практических умений построения современного образовательного процесса в ДОО;
• обеспечение информационного поля правовым и методическим содержанием в рамках реализации ФГОС ДО.
Перспективы совершенствования работы ММО в рамках соответствия и реализации ФГОС ДОО сегодня предполагают не только обновление технологий, содержания, форм и методов работы в образовательных учреждениях, но и требуют разработки инновационных программ, проектов сопровождения, направленных на развитие профессиональной компетентности старших воспитателей.
Проект плана работы заседаний ГМО на 2016-2017 учебный год.
№ п/п Направления работы, форма проведения Названия (предполагаемые) возможных материалов, выступлений, формы выступлений.
1 Круглый стол
Интерактивные методы в организации методической работы в ДОУ Инновационный потенциал активных методов обучения в организации методической работы в ДОУ
Обмен опытом по применению методов активного обучения (деловые игры, дидактические игры, мастер-классы, конкурсы, открытые просмотры и др.)
Использование интерактивных методов в проведении методических советов в ДОУ (желательно открытый просмотр на базе ДОУ)
Технологическая карта методической работы в ДОО на учебный год сентябрь
2 Семинар-практикум
Инновационная деятельность и участие ДОО в конкурсном движении разного уровня Алгоритм подготовки и проведения конкурсов разного уровня.
Методика организации конкурса педагогического мастерства в ДОУ (из опыта работы)
Подготовка и проведение конкурсов для детей.
Муниципальный интеллектуальный конкурс старших дошкольников «Совенок»
Разработка положения по смотру конкурсу методических кабинетов ноябрь
3 Семинар-практикум
Система работы ДОО по повышению компетентности родителей в сфере воспитания, обучения и развития ребёнка Планирование и проведение эффективной систематической работы по повышению компетентности родителей.
Методы вовлечения родителей в содержательную совместную деятельность с педагогами и детьми ДОУ.
Опыт организации совместных интерактивных форм работы с родителями. Инновации ДОУ в работе с родителями.
4. Конференция
Преемственность дошкольного и начального общего образования Согласование целей и задач обучения, воспитания и развития на дошкольной и начальной ступенях образования.
План совместной работы ДОО и начальной школы
Использование преемственных форм, средств и технологий ДОО и начальной школы (из опыта работы)
Стратегия и тактика работы в адаптационный период. Взаимодействие специалистов ДОО и начальной школы. Диагностика адаптации детей : наличие системы, названия и описания методик (из опыта работы)
Портфолио ребёнка (цели, задачи, содержание, применение) (из опыта работы) март
На базе МБДОУ «Детский сад №18»
при участии:
МАДОУ «Детский сад №2»,
МАОУ "Школа № 21",
МБОУ СОШ № 16
5. Профессиональный стандарт педагога в дошкольном образовании Повышение компетентности педагогических кадров в вопросе внедрения профессионального стандарта педагога в практику ДОУ.
Определение перспектив дальнейшего развития педагогов в ДОУ;
Методы развития интереса к педагогическому поиску. Совершенствование профессионального уровня педагога ДОУ.
6 Круглый стол "Создание РППС, направленной на воспитание инклюзивной культуры в ДОУ"
МБДОУ № 31
Открытый смотр-конкурс методических кабинетов ДОУ (по 3 условным территориям) Оценка деятельности методических кабинетов ДОУ 17.01.2017-03.02.2017 (согласно графику)
Темы муниципальных методических объединений в 2016 -2017 учебном году будут представлять практический опыт работы старших воспитателей дошкольных учреждений городского округа Балашиха и дадут возможность для реализации личностно-профессионального роста педагогов и стабилизации достигнутого уровня.
Предложения в проект решения заседания секции №2 ДОУ совещания руководителей ГМО в рамках августовской педагогической конференции
• Считать работу ГМО старших воспитателей удовлетворительной
• Создать единое методическое объединение изменив название : на ГМО заместителей заведующих по УВР (ВМР) и старших воспитателей, выработать единые цели, задачи.
• В следующем учебном году, необходимо, продолжить работу методического объединения (ГМО заместителей заведующих по УВР (ВМР, старших воспитателей) для старших воспитателей в расширенном составе.