Папки-передвижки

Детский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

Cветлана Cахарова
Детский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая создаваемый веками культурно-исторический опыт народа.

Русский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков. В современном обществе он рассматривается как значительное средство приобщения подрастающего поколения к национальным традициям. Устному народному творчеству отводится значительное место в решении задач духовно - нравственного воспитания дошкольников. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.

Публикация «Детский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах

Л. Н. Павлова в своих исследованиях показала роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Она отмечала, что «фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей». [1] Раздел художественной литературы, включающий в себя пестушки, потешки, песенки, заклички, прибаутки, и составляет детский фольклор. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Именно малые формы фольклора являются наиболее доступными для детей раннего возраста.

При включении фольклора в работу с детьми раннего возраста важно учитывать принцип доступности, принцип эмоциональной выразительности и принцип наглядности. Используемые произведения, должны быть доступны детям, а интонация понятной. Чтобы улучшить восприятие, чтение лучше сопровождать показом иллюстраций, игрушек.

В своей работе стараюсь включать фольклор во все виды детской деятельности.

В адаптационный период, чтобы установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю, незнакомому для него человеку, использую потешки. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки как: «Кто у нас хороший?», «Не плачь, не плачь, детка».

«Тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит»,[2] считал собиратель фольклора П. В. Киреевский. Многие дети, впервые оставаясь на сон в детском саду, испытывают большой стресс. Засыпание становится для них мучительным. Чтобы успокоить малышей, пою им колыбельные песенки: «Ты собачка не лай», «Уж ты котенька, коток», «Баю, баю, за рекой…» и др.

При организации таких сложных для малышей режимных моментов, как кормление, одевание, умывание использую потешки «Водичка – водичка», «Кушай Маша кашку», «Сорока – белобока», «Расти косонька до пят», «Вот они сапожки» и др. Этот прием увлекает детей, помогает им сосредоточиться на определенной деятельности.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Образы фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны и содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления детей с окружающим.

Использую малые фольклорные формы при организации непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. При этом использую такой приём, как игра - инсценировка, например, «Курочка – рябушечка», «Сорока – белобока», «Вышла курочка гулять».

Полезное упражнение для детского ума – это отгадывание загадок. Малышам лучше подбирать загадки, в которых указываются характерные признаки объекта или явления. На начальном этапе, целесообразно подобрать соответствующие игрушки, расставить их перед ребенком и предложить выбрать ту, о которой говорится в загадке.

Необходимо также обращаться к закличками, которые, способствуют формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы, умения называть их, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия окружающего. На прогулке, при организации наблюдений проговариваем с детьми заклички: «Солнышко – ведрышко», «Дождик пуще», «Травушка – муравушка».

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Важно при рассказывании сказки использовать наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки.

Также, дети очень любят сказки. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в любом возрасте. Важно при рассказывании сказки использовать наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки.

При знакомстве со сказкой необходимы повторы. Чтобы у детей не пропадал интерес к сказке, использую различные виды театра для инсценировки.

Использую произведения малого фольклора, как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность русского фольклора привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, имитировать движения. Это в свою очередь, способствует развитию мелкой моторики, развитию разговорной речи, позволяет сделать речь детей эмоционально – выразительной.

При организации продуктивной деятельности использую потешки, прибаутки. Дети с удовольствием лепят или рисуют угощения для героев потешкек, прибауток например «Зернышки для петушка», «Оладуши для Тани и Вани», «Поясок для котика», «Калачи», «Кузовочек для лисы» и т. п. А также, сооружают постройки, обыгрывают их, используя реплики знакомых персонажей. Например, можно сконструировать «Теремок», «Дорожку для колобка», «Стульчик для Мишутки» и т. п.

Большие потенциальные возможности у произведений детского фольклора для организации двигательной активности. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями помогают развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, внимание, совершенствовать двигательные навыки. Включаю элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, самомассажа, бодрящей гимнастики после сна. Обязательно включаю народные, хороводные, пальчиковые игры в режимные моменты, на прогулках, при организации непосредственной образовательной деятельности по физической культуре.

Практика показывает, что современные родители мало знакомы устным народным творчеством или не осознают его важность для развития ребенка. Поэтому, большое внимание уделяю работе с родителями, пытаясь показать воспитательное значение русского фольклора.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Фольклор помогает детям овладеть различными видами деятельности: речевой, продуктивной, художественной, познавательной. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно - речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Список литературы:

1. Павлова Л. Н. Фольклор для маленьких // Дошк. восп. / 1990 № 4

2. Соймонов А. Д. П. В. Киреевский и его собрание народных песен// Л. ,1971.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество. Целью данного проекта являлось обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа,русском народном искусстве и фольклоре. Определив.

Значение малых жанров произведений устного народного творчества Значение малых жанров произведений устного народного творчества Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский фольклор как средство воспитания детей раннего возраста
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 19:47
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД