Арина
Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма
▼ Скачать + Заказать документы
№1 «Диагностическое задание на обследование процесса письма»
Цель: выявить уровень сформированности процесса письма, с помощью слухового диктанта.
Оборудование: лист с текстом, ручка.
Лингвистический материал: текст «Интересный жучок» из пособия Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.
Идея выбора лингвистического материала: текст, со словами сходными по артикуляции.
Ход проведения: логопед читает текст полностью, затем предлагает ребенку записать текст под диктовку.
Инструкция: Сядь удобно. Я прочитаю текст, ты внимательно слушай, потом ты напишешь его под диктовку.
Публикация «Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма» размещена в разделах
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.
Предполагаемые симптомы нарушения : отказ от выполнения задания/ замена и смешение букв соответствующих артикуляционно близким звукам/ замена и смешение графически близких букв/ зеркалные ошибки, кинетические ошибки/ аграмматизмы на письме/ смещение границ слов.
Вывод: навык письма сформирован / недостаточно сформирован / несформирован.
№2 «Диагностическое задание на обследование процесса чтения»
Цель: выявить уровень сформированности процесса чтения на материале текста.
Оборудование: лист с текстом, формата А4.
Лингвистический материал: текст «Храбрец» 58 слов, из пособия Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.
Идея выбора лингвистического материала: текст, содержащий слова различной слоговой сложности.
Ход проведения: логопед просит ребенка прочитать текст и ответить на вопросы по тексту.
Инструкция: Сядь удобно. Прочти текст. Ответь на вопросы. (О чем текст? Кто главный герой? Почему автор рассказа назвал мальчика храбрецом) Перескажи текст.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.
Предполагаемые симптомы нарушения : нарушение способа чтения/ нарушение смысла прочитанного/ замены букв.
Вывод: навык чтения сформирован / недостаточно сформирован / несформирован.
№3 «Задание на преодоление оптической дислексии / дисграфии»
Цель: научить узнавать букву Г среди других букв в ряду слогов.
Оборудование: лист с заданными слогами, ручка.
Лингвистический материал: открытые и закрытые слоги: ыг, ап, пи, ут, гу, ти, ап, га, то, ги, пу, эт.
Идея выбора лингвистического материала: слоги с буквами, сходными по написанию с буквой Г.
Ход проведения: логопед предлагает ребенку рассмотреть лист со слогами, обвести слоги с буквой Г, а затем прочитать их.
Инструкция: Сядь удобно. Внимательно рассмотри слоги и обведи те, в которых есть буква Г. Напиши их на листе бумаги. Прочитай.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор наглядного материала должен соответствовать структуре дефекта ребенка.
Молодец! Ты правильно подчеркнул слоги с буквой Г и напечатал их.
№4 «Задание на преодоление аграмматической дислексии / дисграфии»
Цель: сформировать навык согласования имен прилагательных с именами существительными в м. р., ед. ч.
Оборудование: 10 предметных картинок 10 10 см, карточки с напечатанными словами, лист, ручка.
Лингвистический материал: словосочетания (колючий кактус, кухонный нож, яркий фонарь, легковой автомобиль, кислый лимон, вязанный шарф, синий совок, железный гвоздь, резиновый мяч, высокий забор)
Идея выбора лингвистического материала: имена существительные муж. р, ед. ч.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку карточки со словами, просит прочитать, затем логопед показывает картинку, а ребенок собирает по ней словосочетание.
Инструкция: Сядь удобно. Прочитай слова на карточках. Посмотри на картинку, составь по ней словосочетание из карточек. Перепиши его.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор наглядного материала должен соответствовать структуре дефекта ребенка, поочередная демонстрация картинок.
Молодец! Ты правильно составил словосочетания по картинкам.
№5 «Задание на преодоление фонематической дислексии»
Цель: сформировать навык дифференциации сходных по акустически и артикуляторным признакам звуков [д] и [ т].
Оборудование: лист формата А4 с напечатанными словами, тетрадный лист, ручка.
Лингвистический материал: слова (туча, лопата, калитка, утренний, запретный, центральный, экспонат, сдобный, далеко, дым, гнездо, кидать, клад, бодрый).
Идея выбора лингвистического материала: слова, со звуками [д] и [ т] в разных позициях в слове.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку лист с напечатанными словами, просит прочитать, затем ребенок пишет в левую колонку слова со звуком [д], в правую слова со звуком [ т].
Инструкция: Сядь удобно. Прочитай слова. Напиши в левую колонку слова со звуком [д], в правую слова со звуком [ т].
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.
Молодец! Ты правильно распределил по колонкам слова со звуками [д] и [ т] и записал их.
№6 «Задание на преодоление мнестической дислексии»
Цель: развивать умение устанавливать связи между звуком и буквой [ш].
Оборудование: лист формата А4 с напечатанными текстом из пособия Тылик Т. И, карточка с изображением буквы Ш, тетрадный лист, ручка.
Лингвистический материал: текст «Ландыши»
Идея выбора лингвистического материала: текст, содержащий звук [ш] в разных позициях в слове.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку карточку с буквой Ш и говорит, каким звуком обозначается буква. Ребенок читает текст, подчеркивает слова с буквой Ш, затем переписывает слова с заданной буквой и прочитывает их.
Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно - это буква Ш, буква Ш обозначает еще и звук [ш].Прочитай текст. Подчеркни все слова с буквой Ш и прочитай, что у тебя получилось.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор текста с учетом возрастных особенностей ребенка.
Молодец! Ты правильно подчеркнул слова с буквой Ш, переписал их в тетрадь и прочитал.
№7 «Задание на преодоление семантической дислексии»
Цель: учить понимать прочитанные предложения и отвечать по ним на вопросы.
Оборудование: сюжетные картинки формата 1510, тетрадный лист, ручка.
Лингвистический материал: предложения (Де-ти сле-пи-ли сне-го-ви-ка. Ри-та на-ри-со-ва-ла кар-ти-ну. Же-ня ло -вит ры-бу. Ми-ша заб-лу-дил-ся в ле-су.)
Идея выбора лингвистического материала: простые двусоставные предложения.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки и произносит предложение по слогам. Ребенок подбирает картинку к каждому предложению, записывает и прочитывает его.
Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки. Я буду произносить предложения по картинкам. Подбери нужную картинку, запиши предложения и прочитай их.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.
Молодец! Ты правильно подобрал предложения к картинкам, записал и прочитал их.
№8 «Задание на преодоление акустической дисграфии»
Цель: учить дифференцировать звуки [ш] и [ щ] сходные по артикуляции и звучанию.
Оборудование: предметные картинки формата 1010, тетрадный лист, ручка.
Лингвистический материал: слова (шапка, кошка, уши, карандаш, шмель, шкаф, щенок, плащ, клещи, ящик, щеки, щука) .
Идея выбора лингвистического материала: слова со звуками [ш] и [щ] в разных позициях.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок называет картинки, затем записывает слова со звуками [ш] и [щ] в два разных столбика.
Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки, назови их. Запиши слова со звуками [ш] и [щ] в два разных столбика. Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.
Молодец! Ты правильно назвал картинки и распределил слова по столбикам.
№9 «Задание на преодоление дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза»
Цель: учить определять количество слов в предложении.
Оборудование: сюжетные картинки формата 1510, тетрадный лист, ручка.
Лингвистический материал : предложения (Дети катаются на санках. Дедушка читает газету. В пруду плавают золотые рыбки. Цветы стоят в вазе) .
Идея выбора лингвистического материала: простые двусоставные предложения.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок составляет предложения по картинкам, записывает предложения,считает количество слов и прочитывает их.
Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки. Составь по ним предложения, сосчитай количество слов в предложении, запиши их и прочитай.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.
Молодец! Ты составил предложения по картинкам и верно сосчитал в них количество слов.
№10 «Задание на преодоление артикуляторно-акустической дисграфии»
Цель: развивать навык фонематического восприятия.
Оборудование: предметные картинки формата 1010, тетрадный лист, ручка.
Лингвистический материал : слова (шарф, трава, дыня, игрушки, игла, забор, диван, банка, чайник, тарелка, ваза)
Идея выбора лингвистического материала: слова подобранные с учетом фонетического принципа.
Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок записывает названия картинок на лист бумаги.
Инструкция: Сядь удобно. Я буду показывать картинки, а ты запиши их названия. Прочитай.
Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.
Молодец! Ты без ошибок записал слова.
Приложение
«Интересный жучок»
По листику полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, черненькая, из нее торчат два длинных усика, похожих на щеточки. Спинка покрыта жестким панцирем. Он красный, в черных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались желтоватые прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.
«Храбрец»
Весело бежали в школу ребята. Утренний мороз щипал им щеки. Мальчики громко разговаривали и смеялись.
Вдруг из ворот выскочила собака. Она была огромная и лохматая. Собака с громким лаем бросилась на ребят.
Ребята испугались и убежали. Только маленький Вася не струсил. Он остался на месте и стал ласково разговаривать с собакой. Собака перестала лаять, завиляла хвостом, подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.
«Ландыши»
Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!