Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма

Арина
Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма

№1 «Диагностическое задание на обследование процесса письма»

Цель: выявить уровень сформированности процесса письма, с помощью слухового диктанта.

Оборудование: лист с текстом, ручка.

Лингвистический материал: текст «Интересный жучок» из пособия Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.

Идея выбора лингвистического материала: текст, со словами сходными по артикуляции.

Ход проведения: логопед читает текст полностью, затем предлагает ребенку записать текст под диктовку.

Инструкция: Сядь удобно. Я прочитаю текст, ты внимательно слушай, потом ты напишешь его под диктовку.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Предполагаемые симптомы нарушения : отказ от выполнения задания/ замена и смешение букв соответствующих артикуляционно близким звукам/ замена и смешение графически близких букв/ зеркалные ошибки, кинетические ошибки/ аграмматизмы на письме/ смещение границ слов.

Вывод: навык письма сформирован / недостаточно сформирован / несформирован.

№2 «Диагностическое задание на обследование процесса чтения»

Цель: выявить уровень сформированности процесса чтения на материале текста.

Оборудование: лист с текстом, формата А4.

Лингвистический материал: текст «Храбрец» 58 слов, из пособия Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.

Идея выбора лингвистического материала: текст, содержащий слова различной слоговой сложности.

Ход проведения: логопед просит ребенка прочитать текст и ответить на вопросы по тексту.

Инструкция: Сядь удобно. Прочти текст. Ответь на вопросы. (О чем текст? Кто главный герой? Почему автор рассказа назвал мальчика храбрецом) Перескажи текст.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Предполагаемые симптомы нарушения: нарушение способа чтения/ нарушение смысла прочитанного/ замены букв.

Вывод: навык чтения сформирован / недостаточно сформирован / несформирован.

№3 «Задание на преодоление оптической дислексии / дисграфии»

Цель: научить узнавать букву Г среди других букв в ряду слогов.

Оборудование: лист с заданными слогами, ручка.

Лингвистический материал: открытые и закрытые слоги: ыг, ап, пи, ут, гу, ти, ап, га, то, ги, пу, эт.

Идея выбора лингвистического материала: слоги с буквами, сходными по написанию с буквой Г.

Ход проведения: логопед предлагает ребенку рассмотреть лист со слогами, обвести слоги с буквой Г, а затем прочитать их.

Инструкция: Сядь удобно. Внимательно рассмотри слоги и обведи те, в которых есть буква Г. Напиши их на листе бумаги. Прочитай.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор наглядного материала должен соответствовать структуре дефекта ребенка.

Молодец! Ты правильно подчеркнул слоги с буквой Г и напечатал их.

№4 «Задание на преодоление аграмматической дислексии / дисграфии»

Цель: сформировать навык согласования имен прилагательных с именами существительными в м. р., ед. ч.

Оборудование: 10 предметных картинок 10 10 см, карточки с напечатанными словами, лист, ручка.

Лингвистический материал: словосочетания (колючий кактус, кухонный нож, яркий фонарь, легковой автомобиль, кислый лимон, вязанный шарф, синий совок, железный гвоздь, резиновый мяч, высокий забор)

Идея выбора лингвистического материала: имена существительные муж. р, ед. ч.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку карточки со словами, просит прочитать, затем логопед показывает картинку, а ребенок собирает по ней словосочетание.

Инструкция: Сядь удобно. Прочитай слова на карточках. Посмотри на картинку, составь по ней словосочетание из карточек. Перепиши его.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор наглядного материала должен соответствовать структуре дефекта ребенка, поочередная демонстрация картинок.

Молодец! Ты правильно составил словосочетания по картинкам.

№5 «Задание на преодоление фонематической дислексии»

Цель: сформировать навык дифференциации сходных по акустически и артикуляторным признакам звуков [д] и [ т].

Оборудование: лист формата А4 с напечатанными словами, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: слова (туча, лопата, калитка, утренний, запретный, центральный, экспонат, сдобный, далеко, дым, гнездо, кидать, клад, бодрый).

Идея выбора лингвистического материала: слова, со звуками [д] и [ т] в разных позициях в слове.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку лист с напечатанными словами, просит прочитать, затем ребенок пишет в левую колонку слова со звуком [д], в правую слова со звуком [ т].

Инструкция: Сядь удобно. Прочитай слова. Напиши в левую колонку слова со звуком [д], в правую слова со звуком [ т].

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Молодец! Ты правильно распределил по колонкам слова со звуками [д] и [ т] и записал их.

№6 «Задание на преодоление мнестической дислексии»

Цель: развивать умение устанавливать связи между звуком и буквой [ш].

Оборудование: лист формата А4 с напечатанными текстом из пособия Тылик Т. И, карточка с изображением буквы Ш, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: текст «Ландыши»

Идея выбора лингвистического материала: текст, содержащий звук [ш] в разных позициях в слове.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку карточку с буквой Ш и говорит, каким звуком обозначается буква. Ребенок читает текст, подчеркивает слова с буквой Ш, затем переписывает слова с заданной буквой и прочитывает их.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно - это буква Ш, буква Ш обозначает еще и звук [ш].Прочитай текст. Подчеркни все слова с буквой Ш и прочитай, что у тебя получилось.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор текста с учетом возрастных особенностей ребенка.

Молодец! Ты правильно подчеркнул слова с буквой Ш, переписал их в тетрадь и прочитал.

№7 «Задание на преодоление семантической дислексии»

Цель: учить понимать прочитанные предложения и отвечать по ним на вопросы.

Оборудование: сюжетные картинки формата 1510, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: предложения (Де-ти сле-пи-ли сне-го-ви-ка. Ри-та на-ри-со-ва-ла кар-ти-ну. Же-ня ло -вит ры-бу. Ми-ша заб-лу-дил-ся в ле-су.)

Идея выбора лингвистического материала: простые двусоставные предложения.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки и произносит предложение по слогам. Ребенок подбирает картинку к каждому предложению, записывает и прочитывает его.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки. Я буду произносить предложения по картинкам. Подбери нужную картинку, запиши предложения и прочитай их.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Молодец! Ты правильно подобрал предложения к картинкам, записал и прочитал их.

№8 «Задание на преодоление акустической дисграфии»

Цель: учить дифференцировать звуки [ш] и [ щ] сходные по артикуляции и звучанию.

Оборудование: предметные картинки формата 1010, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: слова (шапка, кошка, уши, карандаш, шмель, шкаф, щенок, плащ, клещи, ящик, щеки, щука) .

Идея выбора лингвистического материала: слова со звуками [ш] и [щ] в разных позициях.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок называет картинки, затем записывает слова со звуками [ш] и [щ] в два разных столбика.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки, назови их. Запиши слова со звуками [ш] и [щ] в два разных столбика. Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.

Молодец! Ты правильно назвал картинки и распределил слова по столбикам.

№9 «Задание на преодоление дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза»

Цель: учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: сюжетные картинки формата 1510, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: предложения (Дети катаются на санках. Дедушка читает газету. В пруду плавают золотые рыбки. Цветы стоят в вазе) .

Идея выбора лингвистического материала: простые двусоставные предложения.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок составляет предложения по картинкам, записывает предложения,считает количество слов и прочитывает их.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки. Составь по ним предложения, сосчитай количество слов в предложении, запиши их и прочитай.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.

Молодец! Ты составил предложения по картинкам и верно сосчитал в них количество слов.

№10 «Задание на преодоление артикуляторно-акустической дисграфии»

Цель: развивать навык фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки формата 1010, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: слова (шарф, трава, дыня, игрушки, игла, забор, диван, банка, чайник, тарелка, ваза)

Идея выбора лингвистического материала: слова подобранные с учетом фонетического принципа.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок записывает названия картинок на лист бумаги.

Инструкция: Сядь удобно. Я буду показывать картинки, а ты запиши их названия. Прочитай.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.

Молодец! Ты без ошибок записал слова.

Приложение

«Интересный жучок»

По листику полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, черненькая, из нее торчат два длинных усика, похожих на щеточки. Спинка покрыта жестким панцирем. Он красный, в черных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались желтоватые прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.

«Храбрец»

Весело бежали в школу ребята. Утренний мороз щипал им щеки. Мальчики громко разговаривали и смеялись.

Вдруг из ворот выскочила собака. Она была огромная и лохматая. Собака с громким лаем бросилась на ребят.

Ребята испугались и убежали. Только маленький Вася не струсил. Он остался на месте и стал ласково разговаривать с собакой. Собака перестала лаять, завиляла хвостом, подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.

«Ландыши»

Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!

Публикации по теме:

Обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста Введение Констатирующее обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» в средней группе Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» для детей средней группы Сентябрь 1 неделя. Диагностическое.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Буквы, алфавит
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма
Опубликовано: 9 января 2015 в 16:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Развивающие игры с платком для детей 2–3 лет
Игра «На ветерок» Дети становятся в круг и берутся за края платка поднимая его в верх и плавно опуская в низ, при этом педагог приговаривает "Дует, дует...
Сценарий праздника «Барыня — Капуста»
Сценарий праздника "Барыня - Капуста" В зале за заборчиком организован мини огород с готовыми овощами, разложенных по «грядкам» , коробочки с низкими...
Консультация для родителей «Режим будущего школьника»
Консультации для родителей «Режим будущего школьника» Материал подготовили: Быковская О. В, Комарова Р. А. Еще немного - и Ваш ребенок станет...