МААМ-картинки

Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма

Арина
Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма
▼ Скачать + Заказать документы

№1 «Диагностическое задание на обследование процесса письма»

Цель: выявить уровень сформированности процесса письма, с помощью слухового диктанта.

Оборудование: лист с текстом, ручка.

Лингвистический материал: текст «Интересный жучок» из пособия Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.

Идея выбора лингвистического материала: текст, со словами сходными по артикуляции.

Ход проведения: логопед читает текст полностью, затем предлагает ребенку записать текст под диктовку.

Инструкция: Сядь удобно. Я прочитаю текст, ты внимательно слушай, потом ты напишешь его под диктовку.

Публикация «Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма» размещена в разделах

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Предполагаемые симптомы нарушения : отказ от выполнения задания/ замена и смешение букв соответствующих артикуляционно близким звукам/ замена и смешение графически близких букв/ зеркалные ошибки, кинетические ошибки/ аграмматизмы на письме/ смещение границ слов.

Вывод: навык письма сформирован / недостаточно сформирован / несформирован.

№2 «Диагностическое задание на обследование процесса чтения»

Цель: выявить уровень сформированности процесса чтения на материале текста.

Оборудование: лист с текстом, формата А4.

Лингвистический материал: текст «Храбрец» 58 слов, из пособия Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко.

Идея выбора лингвистического материала: текст, содержащий слова различной слоговой сложности.

Ход проведения: логопед просит ребенка прочитать текст и ответить на вопросы по тексту.

Инструкция: Сядь удобно. Прочти текст. Ответь на вопросы. (О чем текст? Кто главный герой? Почему автор рассказа назвал мальчика храбрецом) Перескажи текст.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Предполагаемые симптомы нарушения : нарушение способа чтения/ нарушение смысла прочитанного/ замены букв.

Вывод: навык чтения сформирован / недостаточно сформирован / несформирован.

№3 «Задание на преодоление оптической дислексии / дисграфии»

Цель: научить узнавать букву Г среди других букв в ряду слогов.

Оборудование: лист с заданными слогами, ручка.

Лингвистический материал: открытые и закрытые слоги: ыг, ап, пи, ут, гу, ти, ап, га, то, ги, пу, эт.

Идея выбора лингвистического материала: слоги с буквами, сходными по написанию с буквой Г.

Ход проведения: логопед предлагает ребенку рассмотреть лист со слогами, обвести слоги с буквой Г, а затем прочитать их.

Инструкция: Сядь удобно. Внимательно рассмотри слоги и обведи те, в которых есть буква Г. Напиши их на листе бумаги. Прочитай.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор наглядного материала должен соответствовать структуре дефекта ребенка.

Молодец! Ты правильно подчеркнул слоги с буквой Г и напечатал их.

№4 «Задание на преодоление аграмматической дислексии / дисграфии»

Цель: сформировать навык согласования имен прилагательных с именами существительными в м. р., ед. ч.

Оборудование: 10 предметных картинок 10 10 см, карточки с напечатанными словами, лист, ручка.

Лингвистический материал: словосочетания (колючий кактус, кухонный нож, яркий фонарь, легковой автомобиль, кислый лимон, вязанный шарф, синий совок, железный гвоздь, резиновый мяч, высокий забор)

Идея выбора лингвистического материала: имена существительные муж. р, ед. ч.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку карточки со словами, просит прочитать, затем логопед показывает картинку, а ребенок собирает по ней словосочетание.

Инструкция: Сядь удобно. Прочитай слова на карточках. Посмотри на картинку, составь по ней словосочетание из карточек. Перепиши его.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор наглядного материала должен соответствовать структуре дефекта ребенка, поочередная демонстрация картинок.

Молодец! Ты правильно составил словосочетания по картинкам.

№5 «Задание на преодоление фонематической дислексии»

Цель: сформировать навык дифференциации сходных по акустически и артикуляторным признакам звуков [д] и [ т].

Оборудование: лист формата А4 с напечатанными словами, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: слова (туча, лопата, калитка, утренний, запретный, центральный, экспонат, сдобный, далеко, дым, гнездо, кидать, клад, бодрый).

Идея выбора лингвистического материала: слова, со звуками [д] и [ т] в разных позициях в слове.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку лист с напечатанными словами, просит прочитать, затем ребенок пишет в левую колонку слова со звуком [д], в правую слова со звуком [ т].

Инструкция: Сядь удобно. Прочитай слова. Напиши в левую колонку слова со звуком [д], в правую слова со звуком [ т].

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Молодец! Ты правильно распределил по колонкам слова со звуками [д] и [ т] и записал их.

№6 «Задание на преодоление мнестической дислексии»

Цель: развивать умение устанавливать связи между звуком и буквой [ш].

Оборудование: лист формата А4 с напечатанными текстом из пособия Тылик Т. И, карточка с изображением буквы Ш, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: текст «Ландыши»

Идея выбора лингвистического материала: текст, содержащий звук [ш] в разных позициях в слове.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку карточку с буквой Ш и говорит, каким звуком обозначается буква. Ребенок читает текст, подчеркивает слова с буквой Ш, затем переписывает слова с заданной буквой и прочитывает их.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно - это буква Ш, буква Ш обозначает еще и звук [ш].Прочитай текст. Подчеркни все слова с буквой Ш и прочитай, что у тебя получилось.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, подбор текста с учетом возрастных особенностей ребенка.

Молодец! Ты правильно подчеркнул слова с буквой Ш, переписал их в тетрадь и прочитал.

№7 «Задание на преодоление семантической дислексии»

Цель: учить понимать прочитанные предложения и отвечать по ним на вопросы.

Оборудование: сюжетные картинки формата 1510, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: предложения (Де-ти сле-пи-ли сне-го-ви-ка. Ри-та на-ри-со-ва-ла кар-ти-ну. Же-ня ло -вит ры-бу. Ми-ша заб-лу-дил-ся в ле-су.)

Идея выбора лингвистического материала: простые двусоставные предложения.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки и произносит предложение по слогам. Ребенок подбирает картинку к каждому предложению, записывает и прочитывает его.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки. Я буду произносить предложения по картинкам. Подбери нужную картинку, запиши предложения и прочитай их.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции.

Молодец! Ты правильно подобрал предложения к картинкам, записал и прочитал их.

№8 «Задание на преодоление акустической дисграфии»

Цель: учить дифференцировать звуки [ш] и [ щ] сходные по артикуляции и звучанию.

Оборудование: предметные картинки формата 1010, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал: слова (шапка, кошка, уши, карандаш, шмель, шкаф, щенок, плащ, клещи, ящик, щеки, щука) .

Идея выбора лингвистического материала: слова со звуками [ш] и [щ] в разных позициях.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок называет картинки, затем записывает слова со звуками [ш] и [щ] в два разных столбика.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки, назови их. Запиши слова со звуками [ш] и [щ] в два разных столбика. Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.

Молодец! Ты правильно назвал картинки и распределил слова по столбикам.

№9 «Задание на преодоление дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза»

Цель: учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: сюжетные картинки формата 1510, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал : предложения (Дети катаются на санках. Дедушка читает газету. В пруду плавают золотые рыбки. Цветы стоят в вазе) .

Идея выбора лингвистического материала: простые двусоставные предложения.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок составляет предложения по картинкам, записывает предложения,считает количество слов и прочитывает их.

Инструкция: Сядь удобно. Посмотри внимательно на картинки. Составь по ним предложения, сосчитай количество слов в предложении, запиши их и прочитай.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.

Молодец! Ты составил предложения по картинкам и верно сосчитал в них количество слов.

№10 «Задание на преодоление артикуляторно-акустической дисграфии»

Цель: развивать навык фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки формата 1010, тетрадный лист, ручка.

Лингвистический материал : слова (шарф, трава, дыня, игрушки, игла, забор, диван, банка, чайник, тарелка, ваза)

Идея выбора лингвистического материала: слова подобранные с учетом фонетического принципа.

Ход проведения: Логопед показывает ребенку картинки. Ребенок записывает названия картинок на лист бумаги.

Инструкция: Сядь удобно. Я буду показывать картинки, а ты запиши их названия. Прочитай.

Методические рекомендации: спокойная обстановка, четкое проговаривание инструкции, красочный наглядный материал.

Молодец! Ты без ошибок записал слова.

Приложение

«Интересный жучок»

По листику полз интересный жучок. Он был маленький и круглый, как горошина. Головка у жучка крохотная, черненькая, из нее торчат два длинных усика, похожих на щеточки. Спинка покрыта жестким панцирем. Он красный, в черных пятнышках, а посередине узенькая черненькая полосочка. Раздвинулся панцирь, и из-под него показались желтоватые прозрачные крылышки. Расправил жучок крылышки и улетел. Это была божья коровка.

«Храбрец»

Весело бежали в школу ребята. Утренний мороз щипал им щеки. Мальчики громко разговаривали и смеялись.

Вдруг из ворот выскочила собака. Она была огромная и лохматая. Собака с громким лаем бросилась на ребят.

Ребята испугались и убежали. Только маленький Вася не струсил. Он остался на месте и стал ласково разговаривать с собакой. Собака перестала лаять, завиляла хвостом, подошла к мальчику и стала к нему ласкаться.

«Ландыши»

Ландыши любят тень под дубками. Подойдёшь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвёшь ландышей – и домой. Хороши ландыши!

Публикации по теме:

Обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста Введение Констатирующее обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» в средней группе Тематическое планирование образовательного процесса по программе «Детство» для детей средней группы Сентябрь 1 неделя. Диагностическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма
Опубликовано: 9 января 2015 в 16:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностические и коррекционные задания по преодолению нарушений процессов чтения и письма» (включая файлы) размещена пользователем Арина (УИ 294008) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД