МААМ-картинки

Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями

Ольга Касаткина
Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями

Презентация

Слайд 1

Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями.

Слайд 2

Развитие детского мышления исследовали психологи и педагоги такие как П. Симонов, А. В. Запорожцев, Л. Я. Береславский.

Публикация «Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями» размещена в разделах

Психолог П. Симонов справедливо указывал, что если интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, то ее не достаточно, чтобы убедить в этой истине других. Для этого нужны доказательства. Поиск этих доказательств осуществляется с помощью логического мышления.

Слайд 3

Существует три вида мышления :

• Наглядно – действенное (познание с помощью манипулирования предметами) Наглядно – действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет.

• Наглядно – образное (познание с помощью представлений предметов, явлений) На основании наглядно – действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно – образное.

• Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Словесно – логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Слайд 4

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.

Слайд 5

В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как:

Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части.

Слайд 6

Опираясь на исследования современных авторов, развитие логического мышления через дидактические игры решила проводить по следующим направлениям:

- развитие и совершенствование мыслительных операций в специально – организованной деятельности;

- использование дидактических игр на развитие логического мышления;

- развитие интеллектуальных способностей;

- взаимодействие и общение детей между собой.

Слайд 7

Исходя из этого, определила следующие формы дальнейшей работы:

- специальные;

- игровые;

- работа с родителями.

Слайд 8

Игра для ребенка это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У него нет другого способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения.

Слайд 9

В своей работе использую игры на развития логического мышления. Прежде ребенка нужно научить выделять внешние свойства предмета, потом – внутренние: их функцию назначения родовую принадлежность.

Слайд 10

Поэтому для развития словесно – логического мышления.

использую упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Например: Предлагаю ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое – либо понятие:

- Назвать слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

- Назвать слова, относящиеся к спорту.

- Назвать слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

Слайд 11

Так же использую такие игры как :

"Разложи картинки" (учить учитывать последовательность событий).

"Оканчивание слов" (учить заканчивать слово по начальному слогу).

"Найди лишний предмет", "Найди в ряду лишнюю фигуру" (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).

«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).

"Антонимы" (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: "тяжелый - легкий", "сильный -слабый", "легкий - тяжелый и др.).

"Лото". "Домино", пазлы, конструкторы.

Загадки.

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения, а также способность создавать образ предмета по его словесному описанию.

Лабиринты

Используя лабиринты как одно из средств развития логического мышления.

Слайд 12

«Четвёртый лишний»

Слайд 13

«Назови одним словом» (обобщение)

Цель: закрепить обобщающие наименования: мебель, транспорт, посуда, фрукты, одежда и другие.

Слайд 14

«Разрезные картинки»

Слайд 15

«Нарисуй вместо точек недостающую фигуру»

Слайд 16

«Бывает - не бывает»

Слайд 17

Последовательность событий

«Кто кем (чем) будет?»

Слайд 18

Подбор слов по аналогии

Слайд 19

«Найди пару»

Слайд 20

«Нужно - не нужно»

Слайд 21

«Логический поезд»

Слайд 22

Упражнение на развитие скорости мышления.

Слайд 23

«Нелепица»

Слайд 24

Эффективность проведения игр зависит от того, насколько будут соблюдены

следующие условия:

• систематичность проведения;

• распределение в порядке возрастающей сложности;

• подчиненность заданий поставленной цели;

• чередование и вариативность упражнений.

Слайд 25

В своей работе использую дидактические игры логические блоки Дьенеша.

Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета и т. д.

Слайд 26

Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.

Взаимодействие осуществляется в разных формах:

а) индивидуальные беседы, консультации;

б) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр,

дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.

Слайд 27

Данная практика показала себя эффективной: дети постепенно усваивают материал, повышается уровень логического мышления, активность детей в педагогическом процессе.

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Дикие животные». Дидактическая игра для развития образного мышления старших дошкольников«Дикие животные». Дидактическая игра для развития образного мышления старших дошкольников Данная игра направлена на развитие образного мышления, зрительной памяти и изобразительных навыков дошкольников. Цель игры: дать детям представления,.

Дидактическая игра «Дорисуй недостающее изображение» для развития внимания и логического мышления у дошкольниковДидактическая игра «Дорисуй недостающее изображение» для развития внимания и логического мышления у дошкольников Дидактическая игра "Дорисуй недостающее изображение" - игра на развитие внимания и логики. Здесь ребенок должен понять закономерность расположения.

Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возраста Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возрастаИгра "Чудесный мешочек" ЦЕЛЬ: учить детей.

Игры для развития речи, логического и образного мышления ЛОЖКА С ТАРЕЛКОЙ Цель: развивать логическое мышление, внимание, аналитические способности. Необходимые материалы и наглядные пособия: различные.

Логические задачи — средство развития логического мышления младшего школьника В современных школах с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления младшего.

Настольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольниковНастольно-дидактические игры по развитию речи для старших дошкольников Настольно-дидактическая игра по развитию речи "Составь букет" Цель: автоматизировать в словах звуки [С], [З], закрепить умение дифференцировать.

«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления Модели для развития связной речи, творческого мышления Возраст: 4-7 лет, в зависимости от уровня развития связной речи Могут пользоваться.

Проект на тему: Развитие элементов логического мышления посредством игры Проект:«Развитие элементов логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры» Тип проекта: познавательный. Сроки реализации:.

Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.

Развитие логического мышления у дошкольников В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест. Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли во.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 19:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД