Наталья Кононова
«Дидактические возможности и риски применения педагогических технологий в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРКМЧП
Статья на тему:
"Дидактические возможности и риски применения педагогических технологий в образовательном процессе".
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Публикация «„Дидактические возможности и риски применения педагогических технологий в образовательном процессе“» размещена в разделах
Современные образовательные технологии, такие как технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, информационные технологии, дистанционные технологии, технология развития критического мышления и прочие актуальны на сегодняшний день прежде всего потому, что они отвечают запросам родителей и обучающихся, соответствуют ФГОСу. Их особенность состоит в том, что они построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к технологиям по "обучению мышлению", различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных умений, направленных на развитие способности к самообразованию.
Педагогические технологии обладают рядом психолого-педагогических возможностей, среди которых можно выделить поддержку обучающихся в вопросе адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях.
Эти технологии позволяют развивать и диагностировать не только когнитивные навыки. Кроме рациональных компонентов мышления (когнитивных, о сформированности которых у учащихся мы можем судить по результатам выполнения ими традиционных, например, тестовых заданий, учителю необходимо помнить и о том, что диагностика метапредметных умений (умение ученика отчетливо ставить собственные цели обучения и конструировать в соответствии с ними свой образовательный маршрут, способность к бесконфликтной работе в группе и другие умения) требует иных методов оценки. Мы знаем, что воспроизводимость и диагностичность – признаки технологического построения учебного процесса, а это значит, что в самих технологиях метапредметного характера заложены механизмы достижения планируемых результатов, которые провозглашены в их целях.
Риски реализации современных педагогических технологий могут быть связаны прежде всего с "качеством" кадрового состава, поскольку средний возраст педагогов России составляет 55 лет, а это, в свою очередь, является в большинстве своём показателем отсутствия желания обучаться и применять новое в своей профессиональной деятельности. Также одним из негативных факторов для массового внедрения педагогических технологий является отсутствие комфортных условий для работы педагога. Помимо прочего, учителя зачастую не понимают, как внедрять педагогические технологии в образовательный процесс, поэтому видят в нём вред.
Однако, вреда при системности и осмысленности быть не может (Загашев И. О.).
Издательство "Рацио" :
Кононова Наталья,
Гладкова Марина,
Бизяева Наталья,
Симкина Виктория,
Солодовников Иван,
Коряковцева Мария,
Романова Евгения,
Гулишевская Елизавета,
Вельховая Ксения