Сыреева Татьяна Михайловна
«Дикие животные Приморья». Конспект коррекционного занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных, обитающих на территории Приморского края.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные :
1. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнить и расширить словарь по теме.
2. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом [-ИЩ-];
3. Упражнять в согласовании числительных с существительным;
4. Закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «„Дикие животные Приморья“, Конспект коррекционного занятия по развитию речи» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
I. Коррекционно-развивающие :
1. Развивать речевое дыхание;
2. Способствовать развитию просодической стороны речи;
3. Способствовать развитию фонематического восприятия;
4. Развивать навыки по составлению связной речи с помощью опорных схем.
I. Коррекционно-воспитательные :
1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
2. Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
• Декорации леса;
• Письмо;
• Фигурки животных или мягкие игрушки;
• Демонстрационный и раздаточный материал: опорная таблица для составления описательных рассказов, картинки с изображением диких животных, комплект пазлов на каждого ребенка, с изображением диких животных, мяч, индивидуальные зеркала, картинки с частями тела диких животных игра «Чья голова, чей хвост, чьи лапы», буквы
Предварительная работа:
1. Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, сказки “Теремок”, «Теремок-грибок»;
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке»;
3. Рассматривание иллюстраций о животных, обитающих на территории Приморского края;
4. Беседа о бережном отношении к животным Приморья.
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. (Дети проходят в зал и рассаживаются за столы, которые стоят полукругом)
(Развитие грамматического строя речи)
Сегодня мы получили письмо из леса, которое прислали животные, давайте вместе посмотрим, что в нем написано. Открываем письмо, а в нем загадки. Животные хотят, чтобы мы их отгадали.
Логопед загадывает загадки.
Живёт в норке, грызёт корки
Короткие ножки, боится кошки. (мышь)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы-
Уши больше головы? (заяц)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (лиса)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
Дети отгадывают загадки, картинки вывешиваются на магнитную доску.
II. Сообщение темы занятия.
Л о г о п е д: Как называются животные, изображенные на картинках?
Д е т и: Дикие животные.
Л о г о п е д: Правильно. Эти животные проживают в наших лесах Приморского края. А какие еще животные встречаются в наших лесах? (Ответы детей)
Проводится беседа о повадках диких животных, о внешнем виде, где они живут, чем питаются, какой образ жизни ведет.
III. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Л о г о п е д: Молодцы, хорошая беседа у нас получилась. А сейчас каждый из вас получит свой комплект пазлов. Составьте из них картинку и расскажите, кто на ней изображен.
Дети составляют пазлы. Получаются картинки диких животных.
IV. Артикуляционная гимнастика (дети садятся на ковер и им раздаются индивидуальные зеркала).
Л о г о п е д: Все живые существа умеют «разговаривать» по-своему. Животные тоже общаются между собой, сообщая друг другу об опасности. Их «речь» не похожа на речь человека, скорее всего она, походит на звуковые сигналы. А чтобы речь человека была красивой надо делать специальные упражнения.
Выполняются упражнения: «Улыбка – Дудочка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Горка», «Ровный заборчик»
V. Дыхательная гимнастика
Вдох через нос, выдох через рот с пропевание гласных звуков[а], [о], [у].
VI. Расширение словаря по теме (Дети переходят по залу (группе) от стола к столу, на которых стоят игрушки диких животных)
Л о г о п е д: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Там случилась неприятность – потерялся малыш. На пути нам будут встречаться животные, которые будут просить нас выполнять какие-либо задания. Если задание будет выполнено, то нам они будут давать по букве. В конце путешествия мы составим буквы и узнаем, чей детеныш потерялся.
Л о г о п е д: Представьте, мы отправились в лес. Стоит хорошая погода, светит солнышко, весело щебечут птицы. У нас хорошее настроение. Мы вышли на полянку и услышали тонкий писк. Прислушались, а это мышата пищат. Оказывается, пропал детеныш, но кто они не говорят. Только сказали, что если мы скажем, где в лесу живут волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж, то они нам дадут начальную букву пропавшего детеныша.
Д е т и: Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. И т. д. (Мышата дали букву Е.)
VII. Согласование существительных с числительными
Л о г о п е д: Идемте дальше. Посмотрите кто вон там, на пенечке сидит и грустит?
Д е т и: Это заяц.
(Дети подходят к следующему столику, на котором стоит пенек, а на нем сидит зайчик)
Л о г о п е д: Зайчик, здравствуй. Что ты такой грустный.
З а я ц: Все животные обеспокоены пропажей малыша. Вот и мне не до веселья. Л о г о п е д: Мы хотим помочь. Что надо сделать?
З а я ц: Выполнить задание. Пусть ребята назовут детёнышей диких животных с числом 2 и 5. (На столе лежат картинки детенышей животных. Дети берут по одной и выполняют задания)
Д е т и: два мышонка, пять мышат; два бельчонка, пять бельчат; два медвежонка, пять медвежат, два лосенка, пять лосят и т. д.
(Дети получают буквы Ж)
VIII. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».
Л о г о п е д: Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какой могучий дуб, а на нем сидит белочка и плачет.
- Белочка, почему ты плачешь?
- В нашем лесу случилась беда. Пропал детеныш.
- Да, мы уже знаем, и мы готовы его отыскать.
- Хорошо, выполните со мной пальчиковую гимнастику.
Сидит белка на тележке Хлюпают в ладоши и ударяют кулачок
Продает она орешки о кулачок попеременно
Лисичке-сестричке Загибают по одному пальчик, начиная с большого,
Воробью, синичке на обеих руках одновременно
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
(Дети получаютбуквуО)
IX. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с мячиком)
Л о г о п е д: Ребята, а это кажется лисья нора. Давайте спросим, какое нам выполнить задание, чтобы получить буквы.
(Дети стучатся в нору. Выходит лисичка и просит поиграть с ней в игру «Скажи ласково»)
Например : лиса – лисичка, мышь-мышка, заяц, белка, волк, медведь, кабан…
(Дети получают букву Н)
X. Образование притяжательных прилагательных (по картинкам)
Л о г о п е д: Смотрите, а кто это на поляне собирает малину.
Д е т и: Бурый медведь.
Дети здороваются с медведем и играют с ним в игру «Чей хвост, чьи лапы и чья морда»Получают букву О.
XI. Образование существительных с суффиксом[-ищ-]
Дети на своем пути встречают волка, который просит их, выполнит последнее задание ответить на вопросы: «У кого что?»
У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,
У медведицы лапы, у…
У зайчихи уши…
У лисицы хвост…
у лосихи рога…
у ежихи когти…
у волчицы зубы…
(Дети получают букву К)
XII. Составление слова из букв
Дети составляют буквы. (Получилось слово ЕЖОНОК)
Все вместе отправляются к ежихе. Она детям рассказала о том, что ежонок пошел в лес за грибами и случайна, попал в яму. А так как лапки у ежиков короткие сам он из нее не выберется. Ежиха рассказала, где эта яма находится.
Рассказ-описание составляется об одном-двух животном (по выбору, совместно всей подгруппой с помощью опорной схеме. Схема висит на доске. (см. Приложение (Дети подходят к «яме», достают из нее ежонка и относят маме).
XIII. Составление описательного рассказа
Составляется рассказ-описание о ежонке (ежихе) совместно со всей подгруппой с помощью опорной схеме. Схема висит на доске. (см. Приложение)
XIV. Подведение итогов занятия
Используемая литература:
1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет : Конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
2. Смирнова Л. Н. Занятия в детском саду. Занятия с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.
3. Смирнова Л. Н. Занятия в детском саду. Занятия с детьми 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.– 72 с.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Санкт-Петербург: «Издательство «Детство-пресс», 2006 – 655 с.