«Дикие животные Приморья». Конспект коррекционного занятия по развитию речи

Сыреева Татьяна Михайловна
«Дикие животные Приморья». Конспект коррекционного занятия по развитию речи

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных, обитающих на территории Приморского края.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Упражнять в образовании сложных прилагательных, притяжательных прилагательных, существительных с суффиксом [-ИЩ-];

3. Упражнять в согласовании числительных с существительным;

4. Закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

I. Коррекционно- развивающие:

1. Развивать речевое дыхание;

2. Способствовать развитию просодической стороны речи;

3. Способствовать развитию фонематического восприятия;

4. Развивать навыки по составлению связной речи с помощью опорных схем.

I. Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование:

• Декорации леса;

• Письмо;

• Фигурки животных или мягкие игрушки;

• Демонстрационный и раздаточный материал: опорная таблица для составления описательных рассказов, картинки с изображением диких животных, комплект пазлов на каждого ребенка, с изображением диких животных, мяч, индивидуальные зеркала, картинки с частями тела диких животных игра «Чья голова, чей хвост, чьи лапы», буквы

Предварительная работа:

1. Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, сказки “Теремок”, «Теремок-грибок»;

2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке»;

3. Рассматривание иллюстраций о животных, обитающих на территории Приморского края;

4. Беседа о бережном отношении к животным Приморья.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. (Дети проходят в зал и рассаживаются за столы, которые стоят полукругом)

(Развитие грамматического строя речи)

Сегодня мы получили письмо из леса, которое прислали животные, давайте вместе посмотрим, что в нем написано. Открываем письмо, а в нем загадки. Животные хотят, чтобы мы их отгадали.

Логопед загадывает загадки.

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки. (мышь)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (заяц)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (лиса)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный (волк)

Дети отгадывают загадки, картинки вывешиваются на магнитную доску.

II. Сообщение темы занятия.

Л о г о п е д: Как называются животные, изображенные на картинках?

Д е т и: Дикие животные.

Л о г о п е д: Правильно. Эти животные проживают в наших лесах Приморского края. А какие еще животные встречаются в наших лесах? (Ответы детей)

Проводится беседа о повадках диких животных, о внешнем виде, где они живут, чем питаются, какой образ жизни ведет.

III. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Л о г о п е д: Молодцы, хорошая беседа у нас получилась. А сейчас каждый из вас получит свой комплект пазлов. Составьте из них картинку и расскажите, кто на ней изображен.

Дети составляют пазлы. Получаются картинки диких животных.

IV. Артикуляционная гимнастика (дети садятся на ковер и им раздаются индивидуальные зеркала).

Л о г о п е д: Все живые существа умеют «разговаривать» по-своему. Животные тоже общаются между собой, сообщая друг другу об опасности. Их «речь» не похожа на речь человека, скорее всего она, походит на звуковые сигналы. А чтобы речь человека была красивой надо делать специальные упражнения.

Выполняются упражнения: «Улыбка – Дудочка», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Горка», «Ровный заборчик»

V. Дыхательная гимнастика

Вдох через нос, выдох через рот с пропевание гласных звуков[а], [о], [у].

VI. Расширение словаря по теме (Дети переходят по залу (группе) от стола к столу, на которых стоят игрушки диких животных)

Л о г о п е д: Сегодня мы с вами отправимся в лес. Там случилась неприятность – потерялся малыш. На пути нам будут встречаться животные, которые будут просить нас выполнять какие-либо задания. Если задание будет выполнено, то нам они будут давать по букве. В конце путешествия мы составим буквы и узнаем, чей детеныш потерялся.

Л о г о п е д: Представьте, мы отправились в лес. Стоит хорошая погода, светит солнышко, весело щебечут птицы. У нас хорошее настроение. Мы вышли на полянку и услышали тонкий писк. Прислушались, а это мышата пищат. Оказывается, пропал детеныш, но кто они не говорят. Только сказали, что если мы скажем, где в лесу живут волк, лиса, белка, медведь, заяц, еж, то они нам дадут начальную букву пропавшего детеныша.

Д е т и: Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. И т. д. (Мышата дали букву Е.)

VII. Согласование существительных с числительными

Л о г о п е д: Идемте дальше. Посмотрите кто вон там, на пенечке сидит и грустит?

Д е т и: Это заяц.

(Дети подходят к следующему столику, на котором стоит пенек, а на нем сидит зайчик)

Л о г о п е д: Зайчик, здравствуй. Что ты такой грустный.

З а я ц: Все животные обеспокоены пропажей малыша. Вот и мне не до веселья. Л о г о п е д: Мы хотим помочь. Что надо сделать?

З а я ц: Выполнить задание. Пусть ребята назовут детёнышей диких животных с числом 2 и 5. (На столе лежат картинки детенышей животных. Дети берут по одной и выполняют задания)

Д е т и: два мышонка, пять мышат; два бельчонка, пять бельчат; два медвежонка, пять медвежат, два лосенка, пять лосят и т. д.

(Дети получают буквы Ж)

VIII. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Л о г о п е д: Наше путешествие продолжается. Посмотрите, какой могучий дуб, а на нем сидит белочка и плачет.

- Белочка, почему ты плачешь?

- В нашем лесу случилась беда. Пропал детеныш.

- Да, мы уже знаем, и мы готовы его отыскать.

- Хорошо, выполните со мной пальчиковую гимнастику.

Сидит белка на тележке Хлюпают в ладоши и ударяют кулачок

Продает она орешки о кулачок попеременно

Лисичке-сестричке Загибают по одному пальчик, начиная с большого,

Воробью, синичке на обеих руках одновременно

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

(Дети получаютбуквуО)

IX. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (с мячиком)

Л о г о п е д: Ребята, а это кажется лисья нора. Давайте спросим, какое нам выполнить задание, чтобы получить буквы.

(Дети стучатся в нору. Выходит лисичка и просит поиграть с ней в игру «Скажи ласково»)

Например: лиса – лисичка, мышь-мышка, заяц, белка, волк, медведь, кабан…

(Дети получают букву Н)

X. Образование притяжательных прилагательных (по картинкам)

Л о г о п е д: Смотрите, а кто это на поляне собирает малину.

Д е т и: Бурый медведь.

Дети здороваются с медведем и играют с ним в игру «Чей хвост, чьи лапы и чья морда»Получают букву О.

XI. Образование существительных с суффиксом[-ищ-]

Дети на своем пути встречают волка, который просит их, выполнит последнее задание ответить на вопросы: «У кого что?»

У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,

У медведицы лапы, у…

У зайчихи уши…

У лисицы хвост…

у лосихи рога…

у ежихи когти…

у волчицы зубы…

(Дети получают букву К)

XII. Составление слова из букв

Дети составляют буквы. (Получилось слово ЕЖОНОК)

Все вместе отправляются к ежихе. Она детям рассказала о том, что ежонок пошел в лес за грибами и случайна, попал в яму. А так как лапки у ежиков короткие сам он из нее не выберется. Ежиха рассказала, где эта яма находится.

Рассказ-описание составляется об одном-двух животном (по выбору, совместно всей подгруппой с помощью опорной схеме. Схема висит на доске. (см. Приложение (Дети подходят к «яме», достают из нее ежонка и относят маме).

XIII. Составление описательного рассказа

Составляется рассказ-описание о ежонке (ежихе) совместно со всей подгруппой с помощью опорной схеме. Схема висит на доске. (см. Приложение)

XIV. Подведение итогов занятия

Используемая литература:

1. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.

2. Смирнова Л. Н. Занятия в детском саду. Занятия с детьми 6 - 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.

3. Смирнова Л. Н. Занятия в детском саду. Занятия с детьми 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.– 72 с.

4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Санкт-Петербург: «Издательство «Детство-пресс», 2006 – 655 с.

Публикации по теме:

Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.

Проект «Дикие животные» В логопедической старшей группе, вместе с логопедом, Т. А. Сердюк мы давали открытое занятие: "Дикие животные зимой в лесу". И чтобы закрепить.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Дикие животные Приморья». Конспект коррекционного занятия по развитию речи
Опубликовано: 24 февраля 2013 в 15:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Дерево «Все времена года» оформление стены в группе
Для лучшего понимания и восприятия детьми признаков времени года решили использовать пространство на одной из стен в группе, нарисовать дерево со всеми...
Мастер-класс по аппликации из листьев «Осень, рыжая кошка»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию осенний мастер класс по аппликации. Листья с деревьев облетают всё быстрее. Скоро их совсем не останется,...
Дидактическая игра по ФЭМП для детей 4–6 лет «Лодочная станция»
Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию игру по формированию элементарных математических представлений. Данная игра создавалась для работы в...