Диана Игоревна Крупич
Внеклассное занятие для учащихся 3–6 классов «Добро и зло — основные понятия духовно-нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
(для учащихся 3-6 классов)
Подготовили: Крупич Д. И. -воспитатель,
Гарькавая В. Ф. - педагог
дополнительного образования.
Цель: воспитывать духовно-нравственные качества личности ребенка,
- формировать потребность в совершении добрых поступков и в соблюдении нравственных норм и правил,
- формировать у школьников стремление совершать добрые поступки, побуждать добрые чувства, развивать самооценку.
Задачи: дать детям почувствовать, что делать добро – приносит радость,
Публикация «Внеклассное занятие для учащихся 3–6 классов „Добро и зло — основные понятия духовно-нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-создавать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребность нести людям добро,
- воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность,
- привить основы нравственного поведения.
Вед: Пусть славится во веки доброта…
Пусть будет доброта готова к бою,
И лишь тогда она повергнет зло.
Р. Ахматова
Песня:
(На фоне тихой музыки звучат слова).
Вед: В жизни по- разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости!
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И помышляя о чуде
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям!
Дорогие наши ребята, гости!
В этот прекрасный день мы поговорим о добре и зле.
Библиотекарь:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
(Выступление библиотекаря с демонстрацией книг).
Вед. : Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей
своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.
Что такое добро и зло? Какие черты характера присущи доброму человеку, а какие злому? Как победить зло?
Ответы на эти вопросы мы попробуем найти с вами в совместном споре.
(Выходят дети на 2 стороны зала, поддерживают разные точки зрения).
1 реб. :
Мне лично кажется, что добрым легче быть, чем злым.
Это же не тяжело - поздороваться,
Пожелать хорошего самочувствия,
Вежливо и бережно обращаться с окружающими.
Это не требует много сил и труда,
Это как-то естественно для нормального человека.
2 реб. :
Тяжело быть добрым и притом очень.
Добрых людей морально уничтожают,
называя их лохами, и другими словами!
В наше время за любое действие, дело,
люди ждут вознаграждения!
3 реб. :
Если всё делать от чистого сердца и с душой,
да еще и по собственному желанию-
всегда легко быть добрым.
4 реб. :
Просто так, безвозмездно, редко увидишь доброе дело!
«Доброта спасёт мир!» - это просто слоган,
который все реже и реже подтверждается делами!
5 реб. :
Да просто быть добрым - это всегда нелегко,
особенно, когда не всё гладко у тебя в жизни.
Быть добрым - это удел сильных людей,
и к нему, нужно всегда стремиться независимо ни от чего.
6 реб. :
Довольно часто встречаются люди,
которые причиняют неприятности другим,
упорно добиваясь собственных целей «любой ценой».
(Подходит ведущая и берет детей за руки,
тем самым примиряет обе стороны).
Вед. : В наше время тяжело быть добрым,
потому что вокруг столько людей,
не дружащих со своей психикой
и не всегда отдающих отчёт своим поступкам и действиям, полно людей неадекватных.
Дошло до того, что удивляешься,
когда видишь нормальный поступок,
потому что это стало редкостью,
а раньше ведь было наоборот,
удивлялись плохим поступкам.
В такой обстановке добрым быть тяжело,
Но важно помнить каждому человеку,
Что добрые поступки всегда дают результат.
Песня:
Вед: Так давайте же разберемся,
Что такое добро?
(2 ёмкости светлого и темного цвета. Светлое-добро,
темное-зло. Дети достают шпаргалки и читают).
Доброта – это справедливость, терпение,
это – состояние души
Добро –всё положительное, хорошее, полезное.
Доброта – отзывчивость, душевность,стремление делать другим добро.
Что такое зло?
Злой – несправедлив, завистлив, жаден.
Зло – не что дурное, вредное.
Злоба – чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-либо.
Вед. : Вспомните те случаи, когда вы сталкивались со злом и добром. Какие чувства остались у вас от этих встреч?
(Ответы детей)
Вед: Ребята, а вы знаете, что примиряло людей во все времена и делало добрей? Конечно же веселая песня.
Песня:
Вед:. Ребята, я надеюсь, что вы поняли, чем добро отличается от зла. Перед вами - дерево без листьев. Каждый отдельный листик – это черта характера, присущая добру и злу. Прикрепите листочки на соответствующую веточку.
Черты характера, записаны на листочках к дереву:
Справедливость Жесткость
Скромность Злобность
Честность Эгоизм
Уважение Лживость
Любовь Склочность
Гуманность Неуживчивость
Доброта Грубость
Вед. : Доброта живёт в доме, где ты родился, где тебя любят. Будьте ласковыми, добрыми к родителям, бабушкам, дедушкам, пожилым и больным людям. Проявляйте благодарность родителям, оберегайте их покой, будьте добрыми помощниками. Во всех своих делах и поступках, по отношению к окружающим людям будьте рассудительными и мудрыми. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас. Каждый человек – «кузнец» своей судьбы.
- Я хочу вам рассказать одну историю.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший - живая или мертвая?»
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».
Беседа по содержанию
- Как вы понимаете слова мудреца «Все в твоих руках»? (Ответы детей)
(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника).
Вед. : Правильно, ребята. «Добрые дела красят человека».
А какие пословицы знаете вы?
Пословицы:
Вед. : Птица рождена для здоровья,
А человек для счастья.
И каждый из нас хочет быть счастливым.
Народная мудрость гласит:
«Счастья достигает тот,
кто стремится сделать счастливыми других».
Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.
Добрый человек любит природу и охраняет её.
Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им.
Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.
Человек красив тогда, когда он благороден, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю.
И пусть добро шагает по нашей планете,
Согревая человеческие души и сердца
Верой, надеждой и любовью.
О доброте и дружбе сложено много песен.
Песня:
Реб. :
Стихотворение «Что в человеке самое главное».
Что в человеке самое главное?
В чём же глубокой души красота?
Главное, мудрое, тонкое, славное-
Это бесспорно, всегда доброта!
Это бальзам для души человека
Это дорога,что к счастью ведёт.
Помни, что с самого первого века
Добрых удача и любит и ждёт.
Гнев если к горлу внезапно подступит,
Сделать попробуй кому-то добро,
Желчь облегчению место уступит,
Свет разольёт на душе серебро!
Добрым живётся, конечно же, легче;
Камень за пазухой ты не держи,
Просто добро - это камень покрепче,
Камешков зла, коварства и лжи!
Сценка: «Добро и зло»
ДОБРО :Мы вам расскажем о том,как две ярких особы,
ЗЛО:Жили на свете,ходили бок о бок везде.
ДОБРО :Имя одной-Доброта,
ЗЛО:а другую — звать Злобой.
ДОБРО :Добро-милосердно,
ЗЛО: Зло-равнодушно к беде.
ДОБРО :Прячась в тени, Доброта о себе не кричала.
Скромность вуалью её закрывало лицо.
Просто тихонечко людям она помогала.
Добрых жалела и даже порой подлецов.
ЗЛО:Злоба,напротив,взяв наглость себе на подмогу,
Лезла вперёд,через трупы, шагая порой.
ДОБРО :Слёзы Добро изливало и било тревогу.
«Остановись!-ей кричало,-Ты слышишь, постой!»
ЗЛО:Злу надоело всё время ходить под присмотром.
Разделив территорию, нарисовало черту.
«Ты поживи-ка одна, вот тогда и посмотрим,
Как ты со скромностью будешь плодить нищету».
Так, разделившись, зажили они как умели.
Злоба плевала на всех, воплощала мечты.
ДОБРО :У доброты раздавались чудесные трели,
И ароматами благоухали сады.
Тепло и нежность, живым существам отдавая,
То же от них Доброта получала взамен.
ЗЛО:Злоба же лютая, жадности меру, не зная,
Всех окружающих замордовала совсем.
СИНЯЯ ПТИЦА:Счастье летело по небу синею птицей,
Птица поранила лапку, сломала крыло.
И приземлилась меж Злом и Добром на границе,
С просьбой о помощи, с криком как ей тяжело.
ЗЛО:Не проявило к ней Зло никакого участия.
«Вот ещё глупости, делать мне нечего что ли!
Наглость имею я, это –второе счастье».
Пнуло пинком, причинив птице дикую боль.
.ДОБРО :Крики услышав, на помощь Добро поспешило.
Сделало всё, что возможно, чтоб счастье спасти.
СИНЯЯ ПТИЦА:Птица удачей за то всех вокруг наделила,
Радостью переполняя весь мир Доброты.
ЗЛО:А на другой территории Злоба плодилась.
Чёрная зависть на поле пускала ростки.
Злой пеленой всё хорошее мигом прикрылось,
И заклевали друг друга все люди с тоски.
Злоба осталась одна, погибала от боли.
Нечем питаться и некого больше клевать.
И ничего в тот момент не осталось ей боле,
Как Доброту своим криком о помощи звать.
ДОБРО :Не отказало Добро, проявило усердие,
Злобу спасло, жить оставило в Мире людей.
Не выбирает, увы, рука милосердия.
Тянется к тем, кто за помощью тянется к ней.
ЗЛО:Зло и Добро так с тех пор и живут по-соседству,
Вечно друг с другом ведут нескончаемый спор.
ДОБРО :Добро побеждает всегда, не находит лишь средства,
Чтобы исполнить смертельный для Зла приговор.
Танец
СИНЯЯ ПТИЦА: Нам часто не хватает Доброты…
Так много стало в нашей жизни Злобы…
Не ценим ни Ума, ни Красоты…
Бываю в состоянии озноба,
От черствости, жестокости людей,
От их цинизма,хамства и коварства,
Хитросплетений мыслей и идей,
От неприкрытого ослиного упрямства,
В том, чтобы ближнему покруче насолить,
Чтобы его ударить побольнее…
Зависть и Злоба нам мешают жить…
Я это ощущаю все острее…
И с каждым годом все сильнее боль,
На сердце с каждым годом глубже рана…
Я так хочу, чтобы жила Любовь,
Чтоб Милосердие карабкалось упрямо,
Чтобы вернулась к людям Доброта,
Чтобы Надежда загоралась в душах…
Пусть победят Добро и Красота.
Вед. : Давайте составим памятку «Как научится быть добрым».
Чаще улыбайся.
Будь искренен и бескорыстен, вежлив и отзывчив.
Не груби.
Проявлять терпение.
Чаще говорить добрые слова.
Учись видеть в человеке хорошее.
Будь верен слову.
Будь верен дружбе.
Заботься о людях.
Будь честен.
Реб. :
Ценней всего на свете доброта.
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет и откликнется душа.
Вед. : В душе каждого из нас – тепло.
Тепло, как от лучиков солнца.
Это солнце –доброта.
Солнце.
В лучах солнышка напишите красной ручкой добрые пожелания для всех людей, окружающих вас. Передавайте его своему соседу с улыбкой и положительными эмоциями. И пусть лучи этого солнышка согревают вашу душу.
Итог занятия :
— Скажите, можно своё сердце научить добру?
— Какую сторону, добро или зло, выберете вы?
— Какие добрые дела посильно совершить вам?
— Какие добрые дела вы совершили? (Помогаем птицам, собрали книги для детей в больнице, помогаем близким).