МААМ-картинки

Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности

Галина Клевцова
Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности» размещена в разделах

«Духовность» (филос. словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Цель:

Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и физического здоровья.

Основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).

• воспитание уважительного отношения к труду.

В настоящее время общество ощущает «дефицит нравственности» Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо формировать основы гражданственности, как личностного качества ребенка — члена общества. Дети с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Еще, будучи маленькими, они проявляют равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и равнодушие к чужому горю. Недостаточно проводится работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Общество заинтересовано в воспитании гражданских качеств личности, в возможности и необходимости воспитания основ гражданско-правовой культуры, а так же в воспитании патриотов страны. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Заботиться о будущем поколении, уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура (традиции и обычаи народа; история его развития; духовное наследие и т. д.)

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины — родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к близким, к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Формирование гражданской идентичности в дошкольном возрасте – процесс сложный и продолжительный. Напомню, идентичность – термин из психологии (дословно «сопричастность», а гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине, ее народу, корням и традициям. Идентичность бывает разных видов : социальная; личностная. Одним из видов социальной идентичности является гражданская идентичность. Это осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства.

Работа по формированию гражданской идентичности является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.

Эта работа должна планироваться системно во всех возрастах и в разных направлениях с использованием различных форм и методов организации деятельности детей.

(Раздать педагогам листы с изображением ребенка и предложить наделить его духовно-нравственными качествами, а затем определить методы и приемы формирования духовно-нравственных ценностей).

Методы духовно-нравственного воспитания - это методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания.

Методам работы по духовно-нравственному воспитанию делятся на три группы:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение, наказание)

Наряду с понятием «метод воспитания» в теории и практике воспитания применяются понятия «прием» и «средство воспитания». В практике воспитательной деятельности методы воспитания проявляются через приемы.

Прием как элемент метода, как его часть. При помощи приема не решается вся задача, а лишь какой-то ее этап, какой-то фрагмент. Прием и метод соотносятся как часть и целое.

Художественные средства. Формирование у детей представлений и чувств. Чтение художественной литературы на военную и патриотическую тематику, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций и т. д.

Природные средства. Формирование уверенности собственной значимости в части окружающего мира. Экскурсии, туристические походы и т. д.

Социальные средства. Семья оказывает огромное влияние на формирование моральных установок, окружающая обстановка активизирует весь механизм формирования гражданской идентичности и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

Могут использоваться следующие формы организации совместной деятельности педагога и воспитанников:

• игры-путешествия;

• виртуальные экскурсии по святым местам;

• путешествия по страницам детской Библии;

• театральные представления;

• праздничные развлечения, праздники;

• познавательные викторины;

• сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;

• разыгрывания нравственно - этических ситуаций;

• тематические беседы – рассуждения, на диалоговой основе;

• ситуативные беседы;

• просмотр социальных видео-роликов;

• встречи с духовными наставниками;

• художественно-продуктивная деятельность и мн. др.

Таким образом, мы видим, насколько обширен выбор средств и приемов для формирования гражданской идентичности детей дошкольного возраста.

Благодаря этому педагог может всесторонне воздействовать на воспитанников, получая при этом максимальный результат.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника»Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольника» Как воспитать у дошкольника нравственные качества? Ребенок не рождается не злым, не жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит.

Консультация. «Роль музеев и библиотек в создании условий для формирования гражданской идентичности у детей». Госстандарт нового поколения предусматривает воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 15:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД