Лучший педагог года

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»

Анна Николаева
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему : «Финно-угорский народ»

Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к финно-угорскому народу, его традициям, обрядам.

Задачи: - развивать интерес детей к истории прошлого.

Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе „Финно-угорский народ“» размещена в разделах

- формировать музыкально-слуховые представления, навыки исполнения финно-угорских песен.

- воспитывать толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения, благоприятного отношения к традициям и обрядам финно-угорского народа.

Оборудование:

Предварительная работа: разучивание литературного материала, прослушивание фольклорной музыки, знакомство с представителями различных финно-угорских народов, беседа об особенностях финно-угорского народа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

«Мордовский край, моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный

Но дружбой мы своей сильны

И мы живем прекрасно!»

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с представителями Финно-Угорских народов, что бы вы научились их любить, уважать традиции этих народов

- Для того чтобы занятие наше прошло интересно и увлекательно, я предлагаю вам настроиться на добрую нотку. Давайте встанем в круг и с помощью нашего сердечка пожелаем друг другу, передавая его по очереди, добрые, тёплые слова.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я вижу ваши добрые, лучезарные глазки и мы можем продолжать. Садитесь на свои места.

2. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой республике мы с вами живём?

( Ответ детей: Республика Мордовия)

- правильно. Наша республика- частица нашей страны- Росии. В нашей стране много республик. Люди, которые живут в разных республиках России, разговаривают на своём родном языке. В нашей республике есть свой родной язык. Назовите его.

( Ответ детей: Мордовский)

-Молодцы! Он разделяется на 2 языковые группы – эрзя и мокша. И сегодня к нам в гости пришла девочка Алдуня!

(Заходит девочка Алдуня, в мордовском национальной одежде)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней на своём родном языке.

Дети: Шумбрат, Алдуня!

Алдуня: Шумбратада, ялгат!

Воспитатель: Наша гостья любит путешествовать и в разных уголках нашей огромной страны у нее есть друзья, которые в любую сложную минуту готовы помочь Алдуне. Как вы думаете, почему?

( Ответ детей: потому что она дружелюбная, уважает их, любит). Я думаю, что вы тоже хотите иметь много добрых, верных друзей?

Воспитатель: Видим, что Алдуня к нам пришла не с пустыми руками. А принесла с собой разноцветные воздушные шарики, да какие все яркие, красивые. И наверно не простые.

Алдунья: Я хочу помочь вам познакомиться с разными народами. Для этого, вы по очереди выбирайте шарик, у которого внутри есть для вас интересная информация и даже задания.

Воспитатель: Лопаем 1 шарик. Смотрите, ребята выпало название. Финно- Угорские народы.

Финно-Угорские народы – это часть более обширной совокупности народов, которых называют Уральскими. Сюда входят такие народы, как: (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы, проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-III века до н. э., когда начали формироваться пермские и волжские финны - предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и, по-видимому, венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.

К национально- психологическим особенностям этих народов можно отнести :

- трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

- неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

- твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

- стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

- высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить.

На сегодняшний день представители различных финно-угорских народов мало понимают друг друга, но примерно 6-7 тыс. лет назад их предки говорили на общем языке и занимали более концентрированную территорию, а именно Урал.

Финно-Угорские народы на протяжении длительного времени контактировали со множеством других народов, что обусловило разнообразие их культур и внесло вклад в мировую культуру (одомашнивание оленя, создание лыж, меховой одежды и обуви, ряда пищевых деликатесов, в том числе пельменей, оригинальных образцов декоративно прикладного искусства). Творчество Финно- Угорских народов нашли яркое отражение в произведениях всемирно известного нашего деятеля искусства- скульптора С. Эрьзи. Поднимите руки, кто из вас был в нашем музее им. Степана Эрьзи?

- Молодцы! Культурно развиваетесь. А кто там ещё не был, советую посетить.

Алдоня: Я предлагаю перейти ко второму шарику.

Воспитатель: Лопаем 2 шарик. Выпало нам Традиции Финно-Угорских народов.

- У каждого народа существует своя традиция. И с некоторыми из нах мы с вами сейчас познакомимся.

У Карелл традиционные занятия – земледелие, животноводство, охота, рыболовство, В наше время в Карелии развиты лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность, металлургия.

Другой народ – Вепсы. Русское название «чудь». В сельской местности занимаются земледелием. В настоящее время сохранилась часть традиционных верований и обрядов. Особенно впечатляет обряд «веселения»

Покойного, выражающийся в пении его любимых песен, плясках под гармонику. Так же самобытны танец с ложками, игровой танец «варить суп».

Саамы- самый северный народ. Традиционные занятия – сочетание охоты, рыболовства и оленеводства. Саамы пасли оленей с помощью пастушеской собаки- оленегойной лайки.

Коми традиционно занимались – земледелием, животноводством. В основном жили по берегам рек. Традиционное жилище – двухэтажные многокомнатные дома. Традиционная пища –растительные, мясные и рыбные продукты и блюда. Сохранились верования в духов леса, колдовство, гадания, заговоры.

Мордва Вероисповедание – православие. Сейчас Мордовия – республика с высокоразвитой промышленностью.. преобладают посевы ржи, сахарной свеклы, картофеля, овощей.

Венгры традиционно занимались виноделием. Разводили свиней и крупный рогатый скот. Основной пищей венгерского народа считались супы из овощей, круп и мяса. Широко известны танцы – чардаш, вербункош.

3. Мордовская игра «Ши и пизем». (Солнышко и дождик)

А теперь ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в мордовскую игру «Ши и пизем».

Игра проводится под мордовскую народную музыку «Луганяса келунясь».

Под музыку дети выполняют мордовские танцевальные движения

(«лебедушка», «кружение на притопе», «зеркальце» и др. Как только музыка

останавливается, воспитатель говорит «пизем!» Звучит шум дождя дети

убегают под зонтик к воспитателю.)

Воспитатель: Хорошо поиграли. А теперь продолжаем.

Алдоня: Остался последний шарик.

Воспитатель: Лопаем 3 шарик. У нас задание. Рассказать стихотворение, которое подойдет к нашей сегодняшней теме. Дружбе народов.

Дети читают стихотворение:

Очень много слов на свете

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины

Вместе хором: Вместе мы непобедимы.

Воспитатель: молодцы, ребята! Я думаю это замечательное завершение нашего занятия. Хочется поблагодарить нашу гостью, которая помогла нам познакомиться с финно-угорским народом, их традициями, обычаями.

- Ребята давайте построимся вместе с нашей гостьей в хоровод, и мы с вами подружимся.

«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом,

как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши все народы живут в мире и согласии. И давайте

к каждой культуре этого народа относиться с уважением.

4. Итог занятия : Что вам понравилось сегодня на занятии? Для чего мы провели это занятие?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

«Веселится народ — праздник Пасхи у ворот!» Веселится народ – праздник Пасхи у ворот Сценарий фольклорного праздника Составитель: Бебекина Н. В. Музыкальный руководитель МБДОУ.

Фотоотчет «Удивляется народ, что за мини-огород?»Фотоотчет «Удивляется народ, что за мини-огород?» Я работаю в детском саду более 20 лет. И каждый раз, чтобы детям было интересно и легко познавать мир, придумываю что-то новенькое в разных.

«Марийцы — лесной народ». Конспект занятия по патриотическому воспитанию Марийцы – лесной народ. Цель: знакомство с марийским народом, с их национальной одеждой, с их жильем, с верованием. Задачи: сформировать.

Развлечение «Гуляй, народ, Масленица идет!» Гуляй, нaрoд, Мacленицa идет. Цель: Знaкoмcтвo c иcтoкaми культурных трaдиций руccкoгo нaрoдa, приoбщение детей к знaниям в oблacти руccкoгo.

Родительское собрание (форма проведения — посиделки) «Я — семья — род — народ» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: осмыслить основные нравственные.

Широкая Масленица. Проект «Выходи, народ, становись у ворот!» Проект «Широкая масленица» Автор проекта: Зеленина А. И. Место работы: МКДОУ Девицкий детский сад «Улыбка» Тема проекта: «Выходи, народ,.

Спортивный праздник «Собирайся народ! В гости Масленица идет!» (возраст 4–6 лет) СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «СОБИРАЙСЯ, НАРОД! В ГОСТИ МАСЛЕНИЦА ИДЕТ! ЦЕЛЬ: создать праздничное настроение; закрепить пройденный материал; с помощью.

Сценарий праздника «Веселится народ — праздник Пасхи у ворот» Автор: Новикова Светлана Алексеевна воспитатель МБОУ "иЗБЕРДЕЕВСКАЯ НШДС" Веселиться народ – праздник Пасхи у ворот. Цель: познакомить детей.

Занятие «Мы все такие разные, но все один народ» Тема занятия: Мы все такие разные, но все один народ. Цели занятия: 1. Ознакомить детей с национальностями нашей страны, многонациональной.

Знаете в море кто живет?-Пластилиновый народ.Знаете в море кто живет?-Пластилиновый народ. Чтобы ребенок был творчески развит, предпочитаю всевозможными способами дать волю его фантазии, и подать лишь идею для размышлений. Направить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 13:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД