Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»

Анна Николаева
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Финно-угорский народ»

Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к финно-угорскому народу, его традициям, обрядам.

Задачи: - развивать интерес детей к истории прошлого.

- формировать музыкально-слуховые представления, навыки исполнения финно-угорских песен.

- воспитывать толерантное поведение детей в условиях поликультурного окружения, благоприятного отношения к традициям и обрядам финно-угорского народа.

Оборудование:

Предварительная работа: разучивание литературного материала, прослушивание фольклорной музыки, знакомство с представителями различных финно-угорских народов, беседа об особенностях финно-угорского народа.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

«Мордовский край, моя земля

Родимые просторы!

У нас и реки и поля

Холмы, леса и горы

Народы, как одна семья

Хотя язык их разный

Но дружбой мы своей сильны

И мы живем прекрасно!»

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с представителями Финно-Угорских народов, что бы вы научились их любить, уважать традиции этих народов

- Для того чтобы занятие наше прошло интересно и увлекательно, я предлагаю вам настроиться на добрую нотку. Давайте встанем в круг и с помощью нашего сердечка пожелаем друг другу, передавая его по очереди, добрые, тёплые слова.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я вижу ваши добрые, лучезарные глазки и мы можем продолжать. Садитесь на свои места.

2. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой республике мы с вами живём?

(Ответ детей: Республика Мордовия)

- правильно. Наша республика- частица нашей страны- Росии. В нашей стране много республик. Люди, которые живут в разных республиках России, разговаривают на своём родном языке. В нашей республике есть свой родной язык. Назовите его.

(Ответ детей: Мордовский)

-Молодцы! Он разделяется на 2 языковые группы – эрзя и мокша. И сегодня к нам в гости пришла девочка Алдуня!

(Заходит девочка Алдуня, в мордовском национальной одежде)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней на своём родном языке.

Дети: Шумбрат, Алдуня!

Алдуня: Шумбратада, ялгат!

Воспитатель: Наша гостья любит путешествовать и в разных уголках нашей огромной страны у нее есть друзья, которые в любую сложную минуту готовы помочь Алдуне. Как вы думаете, почему?

(Ответ детей: потому что она дружелюбная, уважает их, любит). Я думаю, что вы тоже хотите иметь много добрых, верных друзей?

Воспитатель: Видим, что Алдуня к нам пришла не с пустыми руками. А принесла с собой разноцветные воздушные шарики, да какие все яркие, красивые. И наверно не простые.

Алдунья: Я хочу помочь вам познакомиться с разными народами. Для этого, вы по очереди выбирайте шарик, у которого внутри есть для вас интересная информация и даже задания.

Воспитатель: Лопаем 1 шарик. Смотрите, ребята выпало название. Финно- Угорские народы.

Финно-Угорские народы – это часть более обширной совокупности народов, которых называют Уральскими. Сюда входят такие народы, как: (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы, проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-III века до н. э., когда начали формироваться пермские и волжские финны - предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и, по-видимому, венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.

К национально- психологическим особенностям этих народов можно отнести:

- трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

- неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

- твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

- стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

- высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить.

На сегодняшний день представители различных финно-угорских народов мало понимают друг друга, но примерно 6-7 тыс. лет назад их предки говорили на общем языке и занимали более концентрированную территорию, а именно Урал.

Финно-Угорские народы на протяжении длительного времени контактировали со множеством других народов, что обусловило разнообразие их культур и внесло вклад в мировую культуру (одомашнивание оленя, создание лыж, меховой одежды и обуви, ряда пищевых деликатесов, в том числе пельменей, оригинальных образцов декоративно прикладного искусства). Творчество Финно- Угорских народов нашли яркое отражение в произведениях всемирно известного нашего деятеля искусства- скульптора С. Эрьзи. Поднимите руки, кто из вас был в нашем музее им. Степана Эрьзи?

- Молодцы! Культурно развиваетесь. А кто там ещё не был, советую посетить.

Алдоня: Я предлагаю перейти ко второму шарику.

Воспитатель: Лопаем 2 шарик. Выпало нам Традиции Финно-Угорских народов.

- У каждого народа существует своя традиция. И с некоторыми из нах мы с вами сейчас познакомимся.

У Карелл традиционные занятия – земледелие, животноводство, охота, рыболовство, В наше время в Карелии развиты лесозаготовительная, деревообрабатывающая промышленность, металлургия.

Другой народ – Вепсы. Русское название «чудь». В сельской местности занимаются земледелием. В настоящее время сохранилась часть традиционных верований и обрядов. Особенно впечатляет обряд «веселения»

Покойного, выражающийся в пении его любимых песен, плясках под гармонику. Так же самобытны танец с ложками, игровой танец «варить суп».

Саамы- самый северный народ. Традиционные занятия – сочетание охоты, рыболовства и оленеводства. Саамы пасли оленей с помощью пастушеской собаки- оленегойной лайки.

Коми традиционно занимались – земледелием, животноводством. В основном жили по берегам рек. Традиционное жилище – двухэтажные многокомнатные дома. Традиционная пища –растительные, мясные и рыбные продукты и блюда. Сохранились верования в духов леса, колдовство, гадания, заговоры.

Мордва Вероисповедание – православие. Сейчас Мордовия – республика с высокоразвитой промышленностью.. преобладают посевы ржи, сахарной свеклы, картофеля, овощей.

Венгры традиционно занимались виноделием. Разводили свиней и крупный рогатый скот. Основной пищей венгерского народа считались супы из овощей, круп и мяса. Широко известны танцы – чардаш, вербункош.

3. Мордовская игра «Ши и пизем». (Солнышко и дождик)

А теперь ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в мордовскую игру «Ши и пизем».

Игра проводится под мордовскую народную музыку «Луганяса келунясь».

Под музыку дети выполняют мордовские танцевальные движения

(«лебедушка», «кружение на притопе», «зеркальце» и др. Как только музыка

останавливается, воспитатель говорит «пизем!» Звучит шум дождя дети

убегают под зонтик к воспитателю.)

Воспитатель: Хорошо поиграли. А теперь продолжаем.

Алдоня: Остался последний шарик.

Воспитатель: Лопаем 3 шарик. У нас задание. Рассказать стихотворение, которое подойдет к нашей сегодняшней теме. Дружбе народов.

Дети читают стихотворение:

Очень много слов на свете

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины

Вместе хором: Вместе мы непобедимы.

Воспитатель: молодцы, ребята! Я думаю это замечательное завершение нашего занятия. Хочется поблагодарить нашу гостью, которая помогла нам познакомиться с финно-угорским народом, их традициями, обычаями.

- Ребята давайте построимся вместе с нашей гостьей в хоровод, и мы с вами подружимся.

«Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом,

как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши все народы живут в мире и согласии. И давайте

к каждой культуре этого народа относиться с уважением.

4. Итог занятия: Что вам понравилось сегодня на занятии? Для чего мы провели это занятие?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

«Веселится народ — праздник Пасхи у ворот!» Веселится народ – праздник Пасхи у ворот Сценарий фольклорного праздника Составитель: Бебекина Н. В. Музыкальный руководитель МБДОУ.

Фотоотчет «Удивляется народ, что за мини-огород?»Фотоотчет «Удивляется народ, что за мини-огород?» Я работаю в детском саду более 20 лет. И каждый раз, чтобы детям было интересно и легко познавать мир, придумываю что-то новенькое в разных.

«Марийцы — лесной народ». Конспект занятия по патриотическому воспитанию Марийцы – лесной народ. Цель: знакомство с марийским народом, с их национальной одеждой, с их жильем, с верованием. Задачи: сформировать.

Развлечение «Гуляй, народ, Масленица идет!» Гуляй, нaрoд, Мacленицa идет. Цель: Знaкoмcтвo c иcтoкaми культурных трaдиций руccкoгo нaрoдa, приoбщение детей к знaниям в oблacти руccкoгo.

Родительское собрание (форма проведения — посиделки) «Я — семья — род — народ» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: осмыслить основные нравственные.

Широкая Масленица. Проект «Выходи, народ, становись у ворот!» Проект «Широкая масленица» Автор проекта: Зеленина А. И. Место работы: МКДОУ Девицкий детский сад «Улыбка» Тема проекта: «Выходи, народ,.

Спортивный праздник «Собирайся народ! В гости Масленица идет!» (возраст 4–6 лет) СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «СОБИРАЙСЯ, НАРОД! В ГОСТИ МАСЛЕНИЦА ИДЕТ! ЦЕЛЬ: создать праздничное настроение; закрепить пройденный материал; с помощью.

Сценарий праздника «Веселится народ — праздник Пасхи у ворот» Автор: Новикова Светлана Алексеевна воспитатель МБОУ "иЗБЕРДЕЕВСКАЯ НШДС" Веселиться народ – праздник Пасхи у ворот. Цель: познакомить детей.

Занятие «Мы все такие разные, но все один народ» Тема занятия: Мы все такие разные, но все один народ. Цели занятия: 1. Ознакомить детей с национальностями нашей страны, многонациональной.

Знаете в море кто живет?-Пластилиновый народ.Знаете в море кто живет?-Пластилиновый народ. Чтобы ребенок был творчески развит, предпочитаю всевозможными способами дать волю его фантазии, и подать лишь идею для размышлений. Направить.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Финно-угорский народ»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 13:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Наша летняя площадка
Ребенок воспитывается на том, что его окружает. Поэтому хочется сделать мир ребенка прекраснее: ярким, необычным и познавательным. Обязательным атрибутом...
Втулки от туалетной бумаги на службе в домашнем хозяйстве
В течение года семья тратит очень много туалетной бумаги, бумажных полотенец. И всякий раз, когда заканчивается бумага, остаётся картонный цилиндр, или...
Сценарий спортивного праздника «День рождения у Зайки-попрыгайки»
Сценарий спортивного праздника "День рождения у Зайки-попрыгайки". 1 младшая группа. Задачи: 1. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение...
Оформление стены в приемной комнате детского сада
Большую часть своей дошкольной жизни дети проводят в детском саду. Дошкольный возраст является сензитивным периодом, при формировании эстетического...
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа …)
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» ( старшая группа) Тип проекта: творческий, познавательный. В ид проекта : групповой. Ожидаемые...