Приложение МААМ

Физическая культура, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни

Надежда Иванова
Физическая культура, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

Публикация «Физическая культура, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни» размещена в разделах

Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Задача современных дошкольных учреждений — обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась, всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворна для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить себя в интересной ему деятельности. Именно подвижная игра делает процесс воспитания приятным и полезным не только для самого ребенка, но и для окружающих его взрослых.

Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, формировании широкого круга и игровых действий, воспитании нравственно - волевых черт личности, укреплении здоровья детей, закаливании организма, а также в необходимости обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыкав для труда и активного отдыха.

В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.

Весёлое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на состояние нервной системы ребёнка; радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме: повышается деятельность сердца и дыхательного аппарата. Сила и искренность переживаний детей во время игры делают её эффективным средством воспитания, поэтому воспитатель должен проводить игру живо, интересно, эмоционально.

В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведение.

Академик И. П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребёнок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением. [3]

Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так, в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.

Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развиваются внимание, память, наблюдательность.

При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм.

Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то как бы последнему ни хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чьё звено скорее соберётся» дети быстро, но не толкая других, должны занять место в своей колонне, и т. д.

Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, чёткие построения (пары, колонны, круг, различные фигуры, образы, передаваемые детьми) — всё, что вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты. Игра — одно из важных средств всестороннего развития дошкольника.

П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения. [5]

Итак, значение подвижных игр:

– развивают мышление, воображение, чувство ритма;

– учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;

– учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;

– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;

– формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;

– помогают овладеть пространственной терминологией;

– помогают освоиться в коллективе;

– пополняют словарный запас детей.

С целью усиления двигательного режима детей необходимо осуществлять мероприятия:

- увеличивать количество подвижных игр, проводимых в течение дня, включая их в содержание утренней и бодрящей гимнастики;

- проведение подвижных игр до завтрака;

- введение подвижных игр в занятия, где это приемлемо;

- максимально использовать зал для проведения подвижных игр;

- большое внимание уделять разучиванию подвижных игр, оснащению их атрибутами с целью повышения у детей интереса к ним;

- подбор подвижных игр производить с учетом предшествующей деятельности детей.

Использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.

Классификация подвижных игр

Элементарные игры

1. Сюжетные

1. ГОТОВЫЙ СЮЖЕТ

2. ТВЕРДО ЗАФИКСИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА

3. ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СВЯЗАНЫ С РАЗВИТИЕМ СЮЖЕТА И РОЛЯМИ. КОТОРЫЕ ВЫПОНЯЮТ ДЕТИ

2. Бессюжетные (двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели)

1. ПЕРЕБЕЖКИ, ЛОВИШКИ (ПРАВИЛА, РОЛЬ, ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

2. ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОРЕВНОВАНИЯ, ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ

3. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТОВ (КЕГЛИ, КОЛЬЦЕБРОС, СЕРСО, «ШКОЛА МЯЧА»)

3. Игры-забавы ( побуждают ребенка к двигательной активности: «Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

4. Игры-аттракционы (двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элементы соревнования)

5. Игровые упражнения (каждый ребенок действует отдельно, выполняя инструкции взрослого)

Сложные игры

1. Игры с элементами спорта (городки, бадминтон, настольный теннис и др.)

Методика.

Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно, а четко выполнить движения, входящие в игру. При выборе игры взрослый должен иметь в виду, где он предполагает провести её : в помещении, на площадке, в лесу, в поле. Например, если в лесу имеются подходящие пни, на которые дети могут вставать, можно наметить игру «Ловишки» («Не оставайся на земле», «Лиса в курятнике».

Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Публикации по теме:

«Преодоление речевого нарушения у дошкольников путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы» Двигательная активность полезна для здоровья. Движение под музыку приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически,.

Нетрадиционные формы работы по физическому воспитанию дошкольников с применением степ—платформ В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей, которые проводят свой досуг, сидя за компьютером или телевизором. Чрезвычайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическая культура, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни
Опубликовано: 8 июня 2014 в 18:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическая культура, как средство приобщения детей к здоровому образу жизни» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Иванова (УИ 146895) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД