Получи документы

Физкультурная образовательная деятельность детей дошкольного возраста на воздухе в зимний период

Светлана Кротова
Физкультурная образовательная деятельность детей дошкольного возраста на воздухе в зимний период

Проект: «Физкультурная образовательная деятельность детей дошкольного возраста на воздухе в зимний период с учетом климатических особенностей Краснодарского края»

Актуальность: Для решения задач физической подготовки детей дошкольного возраста (оздоровительных, образовательных, воспитательных) важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы. Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах – физкультурная образовательная деятельность, спортивные упражнения, непосредственная образовательная деятельность на прогулке, подвижные игры.

Публикация «Физкультурная образовательная деятельность детей дошкольного возраста на воздухе в зимний период» размещена в разделах

При проведении физкультурной образовательной деятельности на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства, как в теплое, так и в холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Двигательная активность детей на свежем воздухе рассматривается также как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент его здоровья.

Я работаю воспитателем в детском саду № 206 города Краснодара. У воспитателей нашего детского сада возникла проблема: как планировать и как проводить физкультурную образовательную деятельность на воздухе в зимний период времени. По программе на этот период запланированы такие виды деятельности как : обучение детей ходьбе на лыжах, игровые упражнения на санках, скольжение по ледяным дорожкам. Но климатическая зона Краснодарского края такова, что зимой снега практически не бывает. Дни, когда выпадает снег, мы максимально используем для проведения подвижных игр игровых упражнений с санками, снежками. А в остальной период приходиться самостоятельно вносить изменения в ход непосредственной образовательной деятельности с учетом погодных условий.

В связи с этим целью моего проекта: стал поиск эффективных средств формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников, что связано с разработкой и внедрением педагогических технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии.

Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение имеют подвижные игры и игровые упражнения, в большей степени, способствующие эмоциональному и физическому развитию детей – дошкольников. Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Поэтому именно с их помощью стала решать возникшие пробелы. Для этого разработала и систематизировала вариант физкультурной образовательной деятельности детей дошкольного возраста на свежем воздухе в зимний период. На подготовительном этапе проекта изучала литературу, подобрала и систематизировала подвижные игры и игровые упражнения, разработала конспекты непосредственной образовательной деятельности на воздухе в зимний период для трех возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) провела работу с педагогами, родителями и детьми.

Для воспитателей провела: семинар – практикум «Организация физического воспитания на воздухе в зимний период», консультации: «Особенности методики проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста», «Значение подвижных игр и игровых упражнений на прогулке», «Использование подвижных игр с учетом двигательной активности детей». С родителями – собрание на тему : «Вместе весело играть», круглый стол: «Помогите ребенку укрепить здоровье», физкультурный досуг для детей вместе с мамами : «С мамочкой любимой мы друзья большие» (ко дню матери, а с папами досуг: «Кто спортом занимается, тот силы набирается». С детьми весело прошло развлечение: «Знакомство с Кубанскими народными играми», зимний спортивный праздник : «Зима для ловких, сильных, смелых», досуг на масленичной неделе: «Масленица широкая в гости к нам пришла».

Подготовительный этап плавно перешел в практический. Где в экспериментальных группах физкультурная образовательная деятельность на воздухе велась по разработанным игровым комплексам. Они имеют взаимосвязь и преемственность с образовательной областью «Физическая культура» предусмотренной программой воспитания в детском саду. Такой подход позволяет строить работу рационально, систематично, преподносить материал с усложнениями и обеспечить возможность индивидуального подхода.

В соответствии с требованиями программы подвижные игры постепенно усложняются, варьируются с учетом возрастающей сознательности детей, накопления ими двигательного опыта.

Структура физкультурной образовательной деятельности на воздухе общепринятая : состоит из вводной, основной и заключительной части. В вводной части непосредственной образовательной деятельности в холодный период года построение детей на площадке не проводится. В нашем варианте проводиться игра или игровое упражнение с ходьбой и бегом.

В основной части используются ранее разученные основные виды движений. В её содержание входят подвижные игры большой и средней интенсивности, несложные игровые задания.

В заключительной части проводится игровые задания с медленным бегом, переходящим в ходьбу или игра малой подвижности.

Каждый конспект образовательной деятельности имеет свою игровую мотивацию. Например: «В гости к Снежной королеве», «Космонавтом быть хочу», «Юные олимпийцы». Игровой сюжет способствует заинтересованности детей и повышает эффективность движений.

В ходе эксперимента мы предполагали решение следующих задач: образовательные, развивающие, воспитательные.

Для успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание требований предъявляемых к их проведению:

• знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы и применять с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• использовать игры знакомые детям, не требующие длительного объяснения и сложного инвентаря;

• правильное чередование физической нагрузки и отдыха;

• нельзя давать в игре упражнение, если дети не научились его хорошо выполнять;

• для совершенствования навыков метания целесообразно подбирать игры, в которых условия выполнения близки к условиям разучивания;

• чаще менять водящих, исключить правила, при которых игроки надолго выбывают из игры;

• использовать разные способы организации.

Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации. Например, применение под группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса повторения

и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей совершенствует новый вид движений («Снайперы») под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях («С льдины на льдину»).

Обеспечение высокой эффективности физкультурно-оздоровительной образовательной деятельности может быть достигнуто только при тесном контакте коллектива дошкольного учреждения и семьи каждого ребёнка.

На родительских собраниях следует решать вопросы преемственности в осуществлении закаливающих мероприятий, проведения подвижных игр игровых упражнений на открытом воздухе, как в детском саду, так и дома. Конкретно обсудить состояние здоровья каждого ребенка для обеспечения индивидуального подхода.

Современные мамы и папы должны выступать не в качестве «зрителей» на спортивных праздниках и развлечениях, а в качестве активных участников. Информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию детей; получить необходимые знания о физическом воспитании ребёнка; сформировать потребность в здоровом образе жизни.

В дальнейшем в работе с семьей ходим видеть детей на физкультурной образовательной деятельности в спортивной форме не только в спортивном зале, но и на площадке.

Наш проект ещё не завершился, но по ходу отслеживания выполнения требований предъявляемых к проведению, к выполнению поставленных задач, результатов которых добились дети, уже можно сделать следующие выводы:

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре на воздухе способствует повышению общему развитию детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей, развитию движений. А когда она проходит в виде подвижных игр, то вызывает у детей эмоциональный подъем и улучшает качество и эффективность двигательной активности.

Литература:

1) Вавилова Р. И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. – М. : Просвещение, 2003. – 245 с.

2) Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К. : Рад. шк., 2003. - 128 с. : ил.

3) Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.

4) Рунова М. А. Двигательная активность ребё нка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М. : Мозаика- Синтез, 2000. – 256с

5) Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика- Синтез, 2005

6) Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников.

7) Новая школа, 1994. - 288 с.

8) Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 175с.

9) Чернышенко Ю. К., Дворкин Л. С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.

10) Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : Автореф. докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.

Публикации по теме:

Безболезненное пробуждение и закаливание детей дошкольного возрастаБезболезненное пробуждение и закаливание детей дошкольного возраста .

Семинар «Передача технологии деятельностного метода в обучении для детей дошкольного возраста» План семинара: 1 день. Цель – формулировка обобщенного алгоритма решения практических задач 1. Понимание деятельностного метода в обучении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физкультурная образовательная деятельность детей дошкольного возраста на воздухе в зимний период
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 14:00
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД